Фонд
Фонд "Измени Одну Жизнь" 11 октября 2017

Ребёнок остался без соц выплат

0
40
0
Вопрос (задан 11.10.2017)

Здравствуйте. Прошу Вас, оказать мне помощь и содействие в восстановлении прав и интересов моей малолетней подопечной.Моя девочка родилась в г. Москва, у меня и у неё Московская регистрация.10 лет ребёнок находится у меня под безвозмездной опекой.Я обратилась в органы опеки Крылатское с заявлением: В Управление опеки и попечительства отдела социальной защиты населения района Крылатское 121609, Москва, Рублевское шоссе, д. 36, корп. 1 от Макаровой Оксаны Александровны г.Москва, Рублевское ш., д.34, к.1, кв.36 тел. 8 926 360 41 44 Заявление Актом проверки условий жизни подопечной № 1932-41ОП от 21.07.2017г принято решение о направлении личного дела подопечной в Управление опеки и попечительства по Истринскому муниципальному району. Считаю снятие личного дела подопечной Балакиревой А.В. с учета Управления опеки и попечительства Крылатского района не правомерным и нарушающим права и гарантии подопечной предоставленные законом по следующим основаниям: Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановления Правительства N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» и др. нормативных документов орган опеки и попечительства обязан направить личное дело подопечного по новому месту его жительства в случае изменения места жительства подопечного. В соответствии нормой закона (ст.20 ГК РФ, №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Инструкция о правилах регистрации граждан, утвержденной Приказом МВД РФ №393 и др.) местом регистрации и жительства граждан, не достигших четырнадцати лет и находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов. Раздельное проживание попечителя с подопечным запрещается (ст.36 ГК РФ). Законом г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" установлено, место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета. В настоящее время подопечная имеет временную регистрацию до 2025 года по адресу регистрации и жительства опекуна: г.Москва, Рублевское ш., д.34, к.1, кв.36. Дополнительного жилья в собственности и в распоряжении опекун не имеет, договоров аренды либо найма жилого помещения не заключалось, временная регистрация по месту пребывания не оформлялась, место жительства опекуна и подопечного ребенка не менялось. Требования к определению места жительства опекуна и подопечной соблюдены как формально, так и фактически. Между тем, согласно ст.15 № 48-ФЗ права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания определяются семейным законодательством. Как следует ст.148.1 СК РФ опекун имеет право выбора образовательной организации, формы обучения и обязан обеспечить получение ребенком общего образования. Во взаимосвязи вышеназванных норм и положений ч.6 ст.15 № 48-ФЗ допускается временное отсутствие подопечного в месте жительства в связи с обучением. На основании предоставленного законом права, мною в качестве образовательной организации для подопечной была выбрана МОУ «Глебовская общеобразовательная школа» в Истринском районе Московской области. Таким образом, временное отсутствие подопечной вместе со мной ограничивается исключительно установлением учебного времени – учебной неделей с понедельника по пятницу и триместрами. Праздничные дни, выходные, каникулы и отпуска мы проводим дома. Письмом Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" дано разъяснение: «В случае если гражданин зарегистрирован в одном месте жительства, а проживает в другом месте жительства, вопрос о том, в каком месте его жительства проводить обследование условий его жизни, должен решаться органом опеки и попечительства с учетом следующего: Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 16 апреля 2002 г. N КАС02-176 отметил, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Следует также учитывать, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П установлено, что срок, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. В связи с вышеизложенным органом опеки или попечительства рассматривается жилое помещение при наличии документа, являющегося основанием для проживания гражданина в указанном жилом помещении». Статьей 24 № 48-ФЗ в совокупности с Письмом Минобрнауки РФ N 06-364 и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечного. При временном проживании опекуна с подопечным в другом субъекте Российской Федерации орган опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя) с ребенком вправе направить запрос в орган опеки и попечительства по месту пребывания опекуна (попечителя) с ребенком с просьбой о проведении обследования условий жизни и воспитания ребенка и предоставлении по его результатам соответствующего акта. Следует также обратить внимание, что Департаментом социальной защиты населения города Москвы изданы методические рекомендации по отдельным вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних от 2014 г., согласно которым разделом 1 установлено, гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве. Управление опеки и попечительства по Истринскому району МО руководствуясь положениями правил и нормой закона правомерно проводили временные обследования в установленные законом сроки, а результаты направляли по месту учета личного дела. Установленный порядок является законным и не влечет нарушения прав опекуна и подопечного, а также третьих лиц. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей письмом от 25 сентября 2015 г. N 07-3083 о применении законодательства указано: «Отсутствие временной регистрации или ее наличие согласно ст.3 Закона № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Органу опеки и попечительства необходимо руководствоваться статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации». В соответствии со ст.148 СК РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании вышеизложенных норм закона, личное дело моей подопечной должно находиться по месту ее жительства с сохранением всех предусмотренных льгот и денежных выплат в полном объеме. В Апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 мая 2015 г. по делу N 33-12389/2015 судом указано, что временное непроживание по адресу регистрации не влечет утраты недееспособным и его опекуном права на получение мер социальной защиты по месту регистрации (см также Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2011 г. по делу N 33-14429). Необходимо отметить, что местом моего временного проживания с подопечной на время учебы является жилой дом, не принадлежащий ни мне, ни моему супругу на праве собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства" для регистрации по месту пребывания гражданина необходимо письменное разрешение собственника жилого помещения. Согласие на временную регистрацию отсутствует. В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Понуждение запрещено в силу закона. В силу ст.136 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства и месту регистрации осуществляется в порядке, установленном Регламентом, согласно которому орган опеки и попечительства обязан представить письменное согласие на изменение места пребывания или места жительства ребенка. Основанием снятия личного дела подопечного с учета является исключительно регистрация по новому месту жительства и месту пребывания. У Управления опеки по Истринскому району МО отсутствуют законные основания для постановки личного дела подопечной на учет. В случае снятия личного дела подопечной с учета по г.Москве, подопечная лишится всех прав и гарантий, предоставленных ей законом как в г.Москве так и МО. С целью пресечения нарушения прав моей несовершеннолетней подопечной, мною составлены и направлены жалобы Уполномоченному по правам ребенка, в Департамент труда и социальной защиты населения по городу Москве, в Комиссию по урегулированию спорых ситуаций, связанных с защитой прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также Прокуратуру. Обзор судебной практики по оспариванию решений органов опеки по передаче личных дел, показывает, что при подобных обстоятельствах решения признаются неправомерными: апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2012 г. по делу N 11-2012; апелляционное определение Московского городского суда от 14 декабря 2016 г. по делу N 33-43275/2016. На основании изложенного, прошу личное дело несовершеннолетней подопечной Балакиревой А.В. не снимать с учета в Управлении опеки и попечительства отдела социальной защиты населения по району Крылатское и направить в кротчайшие сроки письменный ответ по адресу: 121609 Москва,Рублёвское шоссе д.34 корп.1 кв.36 Опека Крылатское проигнорировала мою просьбу и передала личное дело в Подмосковную опеку,ссылаясь на то что ребёнок учиться в Подмосковной школе 5 дней находится в Подмосковье и фактическим местом проживания тоже является Подмосковье.Подмосковная опека приняла и поставила на учет личное дело без выплат,так как в Подмосковье у меня и у моего мужа нет частной собственности и регистрацию я сделать не могу. У меня в собственности жилое помещение в г.Москва где зарегистрирована моя подопечная и вся наша семья. Ребёнок остался без соц выплат. Очень прошу Вас помочь вернуть личное дело моей девочки по месту регистрации г. Москвы и возобновить выплату пособия.

Фонд "Измени Одну Жизнь"
Добрый день,
уважаемая Оксана, к сожалению, в формате «вопрос-ответ» невозможно проанализировать детально все изложенные Вами доводы. Однако даже простое знакомство с ними дает представление о том что Вами проделана большая работа по изучению норм законодательства, судебной практики и подзаконных актов. При этом, к сожалению, изложено противоречиво и потому остается неясным — проживаете ли Вы вместе с ребенком постоянно или девочка находится в течение учебной недели в интернате. Также из письма следует, что Вы сами тоже фактически проживаете в Московской области. С учетом того, что девочка не имеет регистрации по месту жительства в Москве, данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что поскольку Вы и Ваша семья фактически проживаете в Московской области и действия УСЗН Крылатское можно считать правомерными, так как вы вместе с подопечной сменили место жительство, а так, как Вы и сами указываете, социальная поддержка не зависит от места жительства гражданина, регистрации по месту пребывания значения не имеет. Кроме того, регистрация по месту жительства или по месту пребывания носит уведомительный порядок и не ограничивает гражданина в свободе передвижения. Как Вы и сами указали, регистрация о месту пребывания может подтверждать факт проживания гражданина, но при этом является только одним из доказательств этого. Если Вы избрали местом жительства Московскую область, и это это Ваше право. При этом, неясно, почему Вы не обращались ли за выплатами в органы социальной защиты Истринского района, на что имеете полное право ,как законный представитель ребенка. Вопросы же регистрации как месту пребывания, так и по месту жительства, Вы можете решать в установленном законом порядке в органах по вопросам миграции.Факт отсутствия собственности на занимаемое Вами жилом помещении в Истринской районе значения не имеет, Вы моежет занимать жилое помещение на иных основаниях.
В случае если органы опеки и попечительства откажут в удовлетворении ВАших требований Вы имеет право обратиться в суд.
С уважением, Карагодина Н., адвокат