Вопрос (задан 21.02.2013)

Мы усыновляем подростка из интерната, ему 13 лет. Мы его уже знаем и любим, он старший брат нашего раннее усыновленного ребенка, но все равно остается тревога, что мы что-то будем делать не так из-за неосведомленности. Что и где можно почитать про психологические особенности подростков из интерната, какие советы Вы можете дать? Какие ссылки? Будем благодарны за любую информацию. Юлия

Ответ

Спасибо за то, что Вы делаете этот шаг. Нынче усыновление в 13 лет – это подвиг (хотя я подвигом это не считаю, это просто гражданская позиция). Первое, что я хотел посоветовать – для начала изучить не самого ребенка, а историю его попадания в детдом, интернат, потому что крайне важно знать, что случилось, как случилось, почему, через какие институты «государственной заботы» ребенок прошел. Часто многие этого не делают, начиная взаимодействовать с самим ребенком с чистого листа.
Второе, нужно побольше узнать о самом интернате, об истории, традициях, качестве работы сотрудников, о наличии превалирующих компонентов: спорт, культура, образование или их отсутствие. Это также позволит Вам выйти на более точный алгоритм понимания того, в каких условиях, среде жил Ваш ребенок.
Следующий этап – изучение среды, подростковой среды, в которой ребенок формировался: привязанности (субъективные или коллективные), преобладание в круге общения детей с различными качествами: спортивные, культурные, образовательные или маргинальные.
Диагностика всех внешних фактов позволит подойти уже к диагностике самого ребенка, который подтвердит или опровергнет проделанную Вами предварительную диагностическую работу. Сделать это можно просто в приватной, дружеской, ничем не обязывающей беседе: у костра, в совместном труде, в походе, чтобы это не было допросом, в котором ребенок закроется и будет чувствовать себя подопытным, а значит, не будет искренним.
Учитывая, что у Вас уже есть его младший брат, я попробовал бы проецировать успехи первого для повышения мотивации второго. Учитывая также опыт проживания в интернате ребенка, обратите внимание на систему подачи сигналов ему об исполнении того или иного действия. Попробуйте поэкспериментировать, приглашая на то или иное действие в близком контакте, на расстоянии и, что называется, из-за угла, когда ребенок находится в другой комнате. Все это важно для адаптации ребенка к новым коммуникативным каналам вербального и невербального контакта.
Следующий немаловажный момент – это занятость. В совместном общении выйдете на процесс взаимных предложений по формам той или иной занятости, предварительно проведя исследование объектов культуры, спорта, образования рядом с домом. Минимизируйте засиживание ребенка в стенах, введите распорядок на просмотр телевидения, компьютера, а лучше вообще ликвидируйте эти присоски. Учтите то, что скорее всего у мальчика остались привязанности к оставшимся в интернате детям, воспитателям и т. д. Поощряйте это в минимальной форме, чтобы ребенок не начал жить двумя жизнями, а со временем постарайтесь вообще ликвидировать эту пуповину.
Также все-таки хотелось бы, чтобы вхождение в вашу семью ребенка было плавным с точки зрения распорядка дня. У ребенка нет опыта семейного распорядка – это нужно плавно прививать, в том числе через участие: через мытье посуды, выноску мусора, пылесосение квартиры, мытье окон и т. д. Чтобы ребенок понимал, что он не только умеет нажимать головой на подушку, но у него есть и обязанности. Немаловажно обратить внимание и на то, как учился ребенок в интернате. Ведь чаще всего качество интернатного образования, а вернее запрос на качество, крайне низок. Значит, некоторое время необходимо тщательно контролировать этот процесс, чтобы он потом не зашел в тупик. Возможно, потребуется и усиленная помощь в том, чтобы ребенок догнал то, в чем он отстал в интернате.
Думаю, что вопрос о родителях у Вас каким-то образом решен, так как у Вас уже есть его брат. Предлагаю эту тему не купировать, а наоборот широко обсудить, расставить точки над i, показав свое уважение и понимание в сложившейся непростой ситуации. Если у Вас будут возникать трудности и вопросы, смело обращайтесь к нам на сайт. Готовы оказать всяческую поддержку и по возможности я передам Вам книгу «Просто о сложном», которая направлена как раз на детей такого возраста как Ваш приемный сын. Вы можете обращаться на мой сайт Gezalov.net и посмотреть некоторые ссылки. Удачи в этом легком и нелегком труде.
Кто ответил: Александр Гезалов