Наталья Карагодина

Адвокат, окончила МГУ имени Ломоносова, аспирантуру ИГП РАН. Осуществляет защиту прав несовершеннолетних, представляет их интересы в суде, занимается широким кругом вопросов гражданского, корпоративного, семейного, трудового, жилищного права.

Остался сиротой брат наших подопечных . Можем ли мы его забрать?
Вопрос (задан 02.11.2018)

Умерла биологическая мать наших приемных детей. У нее остался еще один ребенок который родился после того ,как мы взяли своих детей. Ему два годика. Мы находимся в другом регионе и органы опеки попросили нас написать отказ от малыша . На него уже дано согласие на усыновление. Мы просим выслать информация с фото по ребенку, но нам говорят сделайте заключение о возможности быть усыновителем . Если мы не успеем в двухнедельный срок, ребенка усыновят другие. Насколько эти требования законны И КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЯ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ Красноярских Органов Опеки

Наталья Карагодина

Добрый день,

ваш отказ не имеет правового значения при устройстве ребенка в семью, так как дети не знали друг друга, проживали врозь, не имеют привязанности, в данном случае органы опеки и попечительства  соблюдают формальность.
Информацию о детях, нуждающихся в семейном устройстве, органы опеки и попечительства переставляют только гражданам,  имеющим заключения о возможности быть усыновителями, при личной явке, с документов, удостоверяющим личность. Органы опеки и попечительства поступают правильно, что не предоставляют вам информации о ребенке без соблюдения этих условий.
Усыновление является основной юридической  гарантией реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, и производится прежде всего в интересах ребенка, сроки установленные законом для устройства  ребенка в семью, — один месяц (ст. 122 СК РФ).
В диной ситуации события очевидно развиваются в интересах ребенка, приоритета в принятии ребенка в семью у вас нет, также ребенка намерены усыновить, а не принять в приемную семью, а усыновление — приоритетная форма семейного устройства.
В связи с чем полагаю, что любые действия, направленные на задержку усыновления кровного брата ваших приемных детей не соответствуют  его охраняемых законом интересам.

С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Выплаты и пособия при опеке в Москве
Вопрос (задан )

Оформляю опеку над ребенком в Москве. У меня прописка Москва, фактически живу, но не зарегистрирована в МО (квартира в собственности). Ребенок сейчас в доме малютки. Вопрос: 1. Вставать на учет и получать выплаты на ребенка мне нужно по Москве или МО? У ребенка сейчас прописка Москва (по месту прописки био мамы). 2. Положены ли выплаты, если мама ребенка не ограничена и не лишена, она его оставила в кризисном центре (составлен акт об оставлении). 3. Можно ли как-то настаивать и писать о бездействии органа опеки (куда и кому?), что бы именно опека подавала в суд сейчас (пока оформляются документы и медицина) и лишала маму прав (с момента оставления прошло 8 мес, это уже 2 опека, изначально ребенок был в другом районе Москвы в кризисном центре, сейчас в опеке по месту дома малютки). Я не хочу, что бы мои данные фигурировали в документах в суде (в интересах ребенка). Опека же говорит, что в суд должен подавать Дом малютки, в кот. находится сейчас ребенок. Дом говорит, что опека. Круг замыкается: опека настаивает: забирайте, оформляйте опеку и подавайте в суд сами, мы ничего никуда подавать не будем.

Наталья Карагодина

Добрый день,

я предлагаю вам определиться с тем, что для вас важнее — принять ребенка в семью, выплаты на него, сохранить от родителей ребенка в тайне доступность ваши персональные данные, проживание в Московской области или поберечь силы , не озадачиваясь вопросом определения правового положения ребенка, так как все вопросы решить одновременно вряд ли получится.
Со стороны выглядит очевидным, что важнее всего для ребенка и для вас как опекуна принять ребенка в семью, но, возможно, что вы не вполне к этому готовы, отсюда многочисленные, второстепенные по отношению к устройству ребенка в семью, вопросы.
Жаловаться на бездействие органа опеки и попечительства вы можете в вышестоящий орган и прокуратуру, но орган опеки и попечительства имеет прав решать этот вопрос по своему усмотрению, например, полагая, что не имеется достаточно оснований для лишения матери рат или в расчете на восстановление детско-родительсикх отношений. В то же время ребенка уже сейчас может быть устроен в семью , к этому есть все основания, что вам и предлагаю сделать, пока не нашлись другие кандидаты. Вы совершенно справедливо возмущены длительностью пребывания ребенка в доме ребенка, а до этого в кризисном центре, но, возможно, с кровной семьей все это время велась работа, или предпринимались поиски родственников, также мать могла оставить ребенка по трехстороннему договору, в связи с трудной жизненной ситуацией.
Вставать на учет в органах опеки как опекун вы обязаны по месту своего жительства, предполагается, что этим местом будет место жительства, указанное  в вашем заключении о возможности быть опекуном (усыновителем). Вы вправе сменить место жительство в любое время, уведомив органы опеки и попечительства в течение 1 дня. Личное дело ребенка будет предано по новому месту жительства.
Место регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания до передачи его под опеку  правового значения не имеет. Однако при назначении пособия подопечному имеет значение для Московской области правовое положение ребенка, к сожалению, законодательство Московской области своеобразно, вразрез с нормами СК РФ, трактует положение ребенка, лишившегося попечения родителей, в связи с чем в вашем случае на ребенка могут выплаты не производиться, пока не лишите мать родительских прав. Однако точный ответ можно дать, только изучив документы ребенка.
Местом жительства подопечного является место жительства его опекуна (ст. 20 ГК РФ), однако вопреки требованиями  административного законодательства о порядке регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания , опекуны иногда не регистрируют подопечных по месту жительства, а только по месту пребывания по своему месту жительства, пользуясь уведомительным характером регистрации как по месту жительства , так и по месту пребывания. Впоследствии это чревато затруднениями при решении вопроса об обеспечениями жильем по месту жительства, если ребенок привезен из другого региона, но на порядок и размер выплат это, как правило, не влияет.

С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Как получить информацию о ребёнке, которого нет в базе?
Вопрос (задан 16.10.2018)

Здравствуйте! хотелось бы узнать,как нам поступить.Мы знаем,что в городе есть ребёнок (узнали от знакомой) отказник,с диагнозом,которого мы не боимся. Нам известна фамилия, дата рождения (ребенку 1 мес),и в каком районе города ребенок лежит в больнице. Как нам в опеке сказать об этом,в базе его ещё нет,могут нам дать информацию?

Наталья Карагодина

Добрый день,

ребенок, о котором вы пишете, судя по всему, лишился попечения родителей. Перечь критериев, по которым ребенок считается таковым, определен в п. 1 ст 121 СК РФ.
Согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ , обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

 

Согласно п. 3 ст. 122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, о ребенке, лишившемся попечения родителей, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации о ребенке, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

 

П. 1 ст. 123 СК РФ определяет формы семейного устройства — усыновление опека, приемная семья или патронажная семья, определяя приоритеты в семейном устройстве.

Таким образом, ребенок , лишенный родительского попечения подлежит, во-первых, выявлению органами опеки и попечительства  на основании сведений, поступивших, в вашем случае, из роддома (больницы), во-вторых, незамедлительному , в течение месяца, устройству в семью. Не всегда это может быть усыновление, в том числе в отношении новорожденных, например, если мать покинула роддом, не оформив согласие на усыновление, однако это может быть в любом случае опека, приемная или патронатная (последнее — если предусмотрено законодательством в вашем регионе) семья. 

Сведения в региональный банк данных направляется спустя месяц после выявлении ребенка, а на практике, вследствие бездействия органа опеки по выявлению ребенка, лишившегося попечения родителей, даже позднее, однако для устройства ребенка в семью не требуется того, чтобы сведения о ребенке были направлены в региональный или федеральный банк данных. Достаточно того, чтобы ребенок был выявлен в установленном порядке органами опеки и попечительства по месту жительства (нахождения), направление на знакомство с ребенком дает орган опеки и попечительства.

Согласно п. 2 ст. 122 СК РФ руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

Однако я рекомендую обратиться непосредственно в орган опеки и попечительства по месту нахождении  ребенка с заявлением об уставлении опеки над ним.

На практике органы опеки и попечительства могут ссылаться на очередь (в таком случае — почему ребенок еще не в семье и выдано ли кому-то из кандидатов, стоящих на учете в органе опеки и попечительства направления на ребенка), на то что мать не лишена прав (этого не требуется для устройства в семью), на то, что есть родственники (в таком случае, почему ребенок еще в больнице или роддоме). Также могут предъявляться претензии по поводу того, что вы якобы разглашаете персональные данные ребенка. Однако вы не являетесь субъектом, на которого возложены сохранение персональных данных, вы обращаетесь со своим заявлением в орган опеки и попечительства — уполномоченный орган по защите прав и интересов детей, кроме того, вы узнали о ребенке от своих знакомых, а человеку с человеком разговаривать не запрещено, и , наконец, главное, не то, откуда вы узнали, а то  что ребенок , подлежащий семейному  устройству, до сих пор в семью не устроен. 

Также важно, чтобы вы были действующими кандидатами, имели бы заключение о возможности быть опекунами (усыновителями) и стоять на учета в государственном  банке данных о детях, лишившихся попечения родителей, как кандидаты.


Подробнее
Заберут ребенка из приемной семьи, если мать вышла из МЛС?
Вопрос (задан )

Может ли опека расторгнуть договор приемной семьи,если мать не лишена родительских прав. На момент заключения договора мать находилась в местах лишения свободы. В данный момент ребенка забирать из приемной семьи не хочет, ребенку 11 лет,с 3 лет в приемной семье.

Наталья Карагодина

Добрый день,

согласно части третья ст. 31 ГК РФ  опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Согласно п. 1 ст. 121 СК РФ перечень случаев, при  которых ребенок считается утратившим попечение родителей, не является исчерпывающим. Дети , утратившие попечение родителей, помещаются на семейное устройство в течение месяца (п. 3 ст. 122 СК РФ), обязательность семейного устройства ребенка , утратившего попечение родителей, следует также из нормы ст. 123 СК РФ.
В системном взаимодейтсвиии приведенные нормы ГК РФ и СК РФ означают, что под опеку помещаются дети, утратившие попечение родителей, и что верно также и обратное утверждение — помещенные под опеку дети утратили попечение родителей о них.
Между тем, забота родителей о детях — моральный долг и конституционная обязанность родителей (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Верховным Судом РФ  20 июля 2011 года), от выполнения  которых родители не имеют права отказаться без негативных для себя последствий.
​​​​​​​Утрата детьми попечения  о себе родителей всегда связана с неблаговидным поведением родителей и только в некоторых случаях -в связи с болезнью, то есть чаще всего носит виновный характер.
В связи с этим закон не предусматривает освобождения опекунов от исполнения их обязанностей  на основании простого желания родителей, освобождения их из мест лишении свободы и тому подобного. Так, статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 29),  однако заявление родителей как основании прекращения опеки законом не установлено.

В соответствии с п. 1 ст. 39 ГК РФ орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, но данная норма не означает, что возврат привходит во всякое время и без учета иных обстоятельств, в частности, желания опекуна (попечителя), самого ребенка и иных имеющих значение обстоятельств. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), при этом согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства (ст. 68 СК РФ).

Вопрос о возвращении несовершеннолетнего, находящегося на законных основаниях у третьих лиц (например, опекунов, попечителей, приемных родителей, образовательных организациях), его родителям должен разрешаться органом опеки и попечительства применительно к положениям ст. 68 СК РФ. Это предполагает выяснение того, изменились ли ко времени рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса об отмене опеки (попечительства) обстоятельства, послужившие основанием для передачи ребенка третьим лицам под опеку (попечительство); отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям.

​​​​​​​Этот подход согласуется с толкованием данным Верховным Судом РФ в постановлении по делу от 11 февраля 2014 года, № 4-КГ13-36, в котором Верховный суд РФ указал, что процедура освобождения назначенного в соответствии с законом опекуна несовершеннолетнего от исполнения им своих обязанностей, включающая в себя, в первую очередь, решение вопроса о возможности возвращения несовершеннолетнего ребенка родителю и  что преимущественное право родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК РФ) не подразумевает, что обращение родителя в орган опеки и попечительства с заявлением о прекращении опеки над его  ребенком должно во всяком случае повлечь освобождение опекуна, назначенного в соответствии с законом, от исполнения им своих обязанностей.

В соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В вашем случае необходимо учитывать мнение ребенка, который уже достиг возраста 10 лет.

В связи с изложенным, у органа опеки и попечительства нет оснований для прекращения договори о приемной семье, кроме тех, что содержатся в самом договоре, а также вашего желания освободиться  от исполнени обязанностей  опекуна или основании для отстранения вас от исполнения обязанностей опекуна, или желания самого ребенка. 

​​​​​​​Также , из вашего письма следует, что имеются  основании для лишения матери родительских прав. 

С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Как поставить опекаемого ребёнка в очередь на квартиру?
Вопрос (задан 14.10.2018)

Здравствуйте. У меня под опекой ребенок. У него имеется собственность - 1/3 квартиры. В квартире прописаны 6 человек (биородственноков). Если ребенок по достижении 18 лет вселится в квартиру, то площадь на каждого проживающего будет меньше учетной нормы в регионе. Существует ли шанс поставить ребенка в очередь на квартиру как опекаемого?

Наталья Карагодина

Добрый день,

у вашего подопечого есть не только шанс, но и право получить жилье, в порядке и на условиях , определенных ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ. Так, п. 4 ст 8 названного закона гласит, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи, в том числе, с тем, чтообщая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок установления данного обстоятельства и постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условийопределяется нормативными актами субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете.


Подробнее
Если есть право на усыновление, это дает право на опекунство?
Вопрос (задан )

Здравствуйте! Мы с мужем имеем действующее заключение на право быть усыновителями (Москва). Нашли ребенка в Ленинградской области. Ребенку 14 лет, предполагается сначала гостевой режим, затем опека. Для выдачи направления на ребенка обратились к региональному оператору Ленинградской области. Оператор в устной беседе потребовал переделать заключение так, чтобы в нем было написано не "усыновление", а "опека". На какой законодательный акт ссылаться, чтобы доказать что это требование незаконно?

Наталья Карагодина

Добрый день,

«гостевой» режим -временная передача ребенка в семью, формой семейного устройства  не является, для временной передачи оформляется заключение согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 года, № 432, решение о временной передаче принимает детское учреждение, направления оператора банка данных не требуется. В течение учебного года временная передача на практике допускается только во время каникул, праздничных и выходных дней, или на время лечения , если временная передача для этого и оформляется.
Согласно п. 9(1) Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, желающих усыновить ребенка и имеющих заключение о возможности быть опекуном, выданное в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, осуществляется органом опеки и попечительства на основании заявления таких граждан и представленного ими заключения о возможности быть опекуном. Представление гражданами документов, указанных в пункте 6 указанных  Правил, в этом случае не требуется.
Согласно п.  4(1)  Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 , выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение, заявление и документ, предусмотренный абзацем тринадцатым пункта 4 указанных  Правил.

 

Это означает, что усыновитель , желающий установить опеку, дополнительно в орган опеки и попечительства, компетентный установить опеку, представляет согласие лиц, проживающих в одной квартире с кандидатом, включая детей, достигших возраста 10 лет.

 


С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Нужно ли проходить ШПР, если являюсь родственницей ребенка?
Вопрос (задан )

Я,двоюродная тётя 3-их детей.Их мама умерла,я оформила временную опеку,на время пока отец родной соберёт документы для подтверждения отцовства.В итоге отец 4 месяца спустя оказался наркоманом,чего мы не знали.в опеку сообщила ,что детей оставлю у себя .Мне сказали пройти шпр ,но возможности пройти летом небыло Все были в отпусках.Дети прожили у меня 8 мес.И их забрали,пока я не пройду обучение.Когда я начала учится .В юридич.отделе я увидела закон о том ,что мне уже можно не проходить обучение.Но как доказать нашим органам опеки,я не знаю.Школу я конечно пройду.Но жалко детей,Подскажите ,как мне действовать.Детям 1.5, 3 и 5 лет.Их разделили,они скучают.

Наталья Карагодина

Добрый день,

очень жаль, что за 8 месяцев вы не нашли возможности пройти подготовку как кандидат в усыновители или опекуны,  но это строгое требования закона, обойти которое невозможно. Не проходят обучение только действующие опекуны или усыновители, или близкие родственники детей, к которым вы не относитесь. При этом предварительная опека (которую вы называете временной) как раз и устанавливается на тот случай, чтобы детей не помещать в детское учреждение на время, в течение которого опекун проходит  подготовку и получает заключение о возможности быть опекуном или усыновителем. Как выход — можно установить предварительную опеку кому-то из членов вашей семьи, если органы опеки и попечительства пойдут на это. Детей и впрямь очень жаль, навещайте их почаще и постарайтесь собрать все документы, чтобы к окончанию ШПР вы могли сразу же подать документы на получение заключения и установлении опеки.

С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Образование в школе 8 вида помешает стать опекуном?
Вопрос (задан )

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Мы с мужем хотим взять малышку из детского дома, пошли в отдел образования. Нам дали перечень документов, которые надо собрать. В первую очередь нам дали направление на курсы приемных родителей, мы, счастливые, пошли учиться в надежде что у нас будет дитя, своих деток не получается. Мы прошли курсы приемных родителей, собрали все документы. И нам органы опеки дали отказ, по причине что один из супругов закончил школу 8 вида, в медицинских показаниях никаких отклонений нет. Хочется знать, можем ли мы стать приемными родителями.

Наталья Карагодина
Добрый день,

в соответствии с Конституцией РФ в России запрещена дискриминация граждан  и любой гражданин пользуется всеми правами и несет свои обязанности независимо от пола возраста расы, состояния здоровья и иных своих качеств. Однако в интересах защиты прав несовершеннолетних законодатель устанавливает ограничения в отношении лиц, которые занимаются их воспитанием, образованием, а также намерены принять ребенка в семью. В соответствии  со ст. ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Согласно п. 2 ст. 146 СК РФ при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Приему ребенка в семью предшествует подготовка и получение заключения о возможности быть усыновителем (опекуном) и на этой стадии органы опеки и попечительства не могут предрешать вопроса о том, способен или нет кандидат быть опекуном (усыновителем) конкретного  ребенка, но ими могут быть учтены различные обстоятельства, например, итоги психологического обследования, если кандидаты добровольно на такое обследование согласились.

 

Я рекомендую обжаловать отказ органа опеки и попечительства в суд.


С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее
Каков срок действия согласия супруга-иностранца на усыновление?
Вопрос (задан )

Здравствуйте, я гражданка РФ. Муж - гражданин Ирана, имеет вид на жительство в Греции. Супруг в Иране оформил согласие на усыновление (опеку), дата не проставлена(бессрочная). В местной опеке сказали,что год прошёл,и надо согласие обновлять, оно недействительно. Где-то прописано,что если согласие даёт иностранец, то согласие действительно действует до окончания момента усыновления (опекунства) ?

Наталья Карагодина

Добрый день, к моему сожалению, ваш вопрос сформулирован крайне расплывчато, так, можно только предполагать — в отношении кого супруг оформил согласие на усыновление. Поэтому ответ можно дать только в общем.

Согласно ст. 129 СК РФ усыновление допускается только с согласия родителей, за исключением случаев, когда такое согласие не требуется (ст. 130 СК РФ). Согласие на усыновление дается как в пользу конкретного лица, так и в пользу неопределенного круга лиц. Родитель имеет право отозвать свое согласие на усыновление в любой момент до вынесения решения судом. Срок действительности согласия на усыновление законом не определен, на практике оно считается действительным вплоть до достижения ребенком возраста 18 лет, то есть до момента, когда утрачивается сама возможность ребенка усыновить в связи с наступлением его совершеннолетия. Вопрос о том, отозвано согласие родителем или нет, и требуется ли оно в каждом случае,  решается судом при рассмотрении вопроса об усыновлении, мнение органов опеки и попечительства правового значения не имеет.
Однако имеет значение оформлено ли согласие родителя на усыновление надлежащим образом. В соответствии с Договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Российской Федерацией и Республикой Иран от 5 марта 1996 года  «граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны » , а «Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы (далее именуемые «учреждения юстиции») и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и собственные граждане».(ст. 1 Договора). А ст. 13 указанного Договора о правовой помощи предусматривает, что «Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы учреждением юстиции, судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения».
Согласно ст. 27 названного Договора о правовой помощи «при усыновлении применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель».
Так как усыновление устанавливается в российском суде по правилам, установленным Гражданским  процессуальным кодексом, суду надлежит установить, является ли представленный суду документ, выданный на территории Ирана, именно согласием на усыновление, то есть установить содержание иностранного (иранского) права в части порядка выдачи таких документов. Содержание иностранного права устанавливается в порядке, определенном ст. 166 СК РФ, а именно: при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. При этом заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые меры, не установлено, применяется законодательство Российской Федерации.

Вышесказанное означает, означает, что гражданин Ирана пользуется на территории РФ такой же правовой защитой как и в Иране и выданное им согласие на усыновление  должно приниматься судами и учреждениями России, за исключением случаев когда оно противоречит установленному в РФ правопорядку или выдано с нарушением иранского или российского законодательства.  Это также означает, что считать согласие просроченным можно только, если иранское законодательство, содержание которого, видимо, было достоверно установлено органами опеки и попечительства, ограничивает срок выдачи такого согласие или оно заведомо было выдано на определенный, указанный в самом согласии, срок. Если эти обстоятельства отсутствуют, то я рекомендую обратиться в суд для разрешения вопроса об усыновлении.


Подробнее
Педагог может забрать сотовый телефон у подростка в детском доме?
Вопрос (задан )

Имеет ли право воспитатель, соцпедагог забрать сот. телефон у подростка?Телефон ему подарил я. Он ещё не дал согласие на опекунство. Думает. Мы в разных городах и с помощью телефона общаемся. Телефон и симка на мне. Спасибо.

Наталья Карагодина

Добрый день,

любое лицо с рождения имеет право иметь в собственности имущество, в том числе и телефон, и отобрать телефон с целью присвоить , независимо от возраста потерпевшего, трактуется как хищение в той или иной форме и является противоправным  деянием, которые карается по закону. При этом важно понимать, что  подаренная вещь переходит  в собственность одаряемого навсегда. Однако в детском учреждении могут быть приняты правила, в том числе в целях защиты прав и интересов самих детей (например, чтобы не отобрали, не украли, не потерял и т.д.) , по которым телефоны не могут находиться у детей постоянно, а только определенное время. Также могут вводиться разумные ограничения на время пользования мобильными телефонами (не допускается во время уроков, иных занятий и т.д.).  Если вы считаете, что эти правила мешают вам общаться, то предлагаю обсудить этот вопрос непосредственно с воспитателем или социальным педагогом, ди⁠ректором детского учреждения, для того, чтобы определить конкретное время общения без ущерба для интересов ребенка.

С уважением, Карагодина Наталья, адвокат

Подробнее