19 мая 2017

Ешь, играй, не бойся: исправляем поведенческие отклонения

0
18
0

Проблемы поведения подростков в семье – неиссякаемый источник исследований психологов. Добавьте сюда детские годы жизни в интернате и получите конфликты внутри приемной семьи, проблемы подростков с законом и вредные привычки. Пути решения существуют. О некоторых из них корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала психолог Александра Мелях.

bubnovy-

У ребенка должно быть ощущение защиты со стороны родителя, уверена приемная мама Галия Бубнова. Фото из семейного архива Бубновых. 

О целевой группе и основе реабилитации

Наша целевая группа — дети с поведенческими отклонениями, дети, имеющие вредные привычки, нарушающие школьные правила, находящиеся в конфликте с законом. Основа реабилитационного процесса – контакт. Пока мы не построим контакт с ребенком, не увидим его потребности, реабилитация не начнется. Мы конечно можем причинить ему добро, но эффективность наших действий в отсутствии контакта с ребенком будет невысокой.

О еде и вкусных традициях

Если у ребенка  нет нарушений пищевого поведения, то важно чтобы у него был доступ к еде. Привязанность ребенка формируется, в первую очередь, к тому, кто кормит, жалеет и обеспечивает безопасность.

На формирование устойчивой связи с ребенком работают ритуалы, связанные с совместным приготовлением и употреблением пищи. Например: «В пятницу вечером мы с семьей печем пироги и вместе ужинаем». В каждой семье могут быть свои «пищевые» традиции: воскресные обеды, семейный ужин, совместный вечерний чай.

Для детей младше 8-10 лет подходит такой вариант: они пьют вечернее молоко вместе с мамой, читают книжки. Важно наполнять процесс приготовления и употребления пищи положительными эмоциями.

Об игре

Дети с удовольствием идут в игровую деятельность. Как только мы создаем ребенку безопасность, структуру отношений, у него проявляется потребность в играх. Малыши играют, манипулируя предметами, исследуя мир вещей.

Дети старше 3 лет обожают сюжетные игры — они осваивают мир отношений. К 7-8 годам на первый план выходят игры с правилами. Дети учатся выигрывать, проигрывать, соблюдать правила, жульничать.

Становясь старше, подростки испытывают все больше потребности в творческом самовыражении. Наблюдая за подростками 13-15 лет, которые жили в учреждениях или неблагополучных семьях мы увидели, что они хотят играть, как более младшие дети. Часто подростки испытывают огромную потребность в игре по правилам. У них этап развития был пропущен.

Чтобы помочь им, родители могут играть с ними в дворовые игры своего детства. Важно помнить, что ребенок сам выбирает игры, которые способствуют его развитию. Не будет ничего страшного, если ребенок выберет игру «не по возрасту», наигравшись, он заполнит этот пробел и будет выбирать более сложные игры.

О структуре и безопасности

Ребенку важно видеть понятную структуру в отношениях с родителями. Модель достаточно простая: «Я ориентируюсь на твои потребности, я в контакте с тобой, а не со своими фантазиями о тебе», «Я, как родитель, отвечаю за удовлетворение твоих базовых потребностей, и задаю режим и график», «Я улыбаюсь, когда ты меня радуешь, и хмурюсь, когда нарушаешь правила».

Родитель дает ребенку эмоциональный ответ. Он структурирован: одинаковый эмоциональный ответ на одно и то же действие в одних и тех же обстоятельствах. Важно, чтобы одни и те же поступки ребенка приводили к одним и тем же последствиям. То же самое касается и распорядка дня. Если он понятный, ребеночку спокойнее. Это создает ему ощущение безопасности. Безопасной является среда, в которой внешние стимулы понятны и предсказуемы.

Многодетная приемная мама Галия Бубнова рассказала о своем опыте, связанном  с решением поведенческих проблем у детей:

Готовим и едим

Еда для приемных детей имеет особое значение. Как правило, эти ребята до прихода в детдом жили в неблагополучных семьях. Они голодали, не доедали. И первое время приемные родители стараются перекормить ребенка, как бы жалея его. Важно соблюдать баланс. Если говорить о традициях, ритуалах приема пищи, то они важны. Воскресные обеды, семейные чаепития. Это инструмент общения. Важно объяснить ребенку, что обед – это не просто процесс насыщения, но и возможность поговорить с родными.

Одним из способов установления доверительных отношений между родителем и ребенком может стать процесс приготовления пищи. Кроме того, этот ритуал носит еще и образовательный характер.

04

Дети очень любят создавать костюмы, наряжаться в бальные и карнавальные платья. Фото из семейного архива Бубновых.  

Играем

В нашей семье большое количество настольных игр. Мы играем все вместе. Но мир игр открываем именно мы, родители. Сначала показываем, вводим в игру, дальше дети уже играют самостоятельно.

В постановочных играх помогает ребятам в создании костюмов. Очень важны ролевые игры, которые способствуют социализации ребенка. Вообще вовлечение родителя в игру с ребенком способствует установлению доверия.

Защищаем

У ребенка должно быть ощущение защиты со стороны родителя. Даже если мой ребенок сделал что-то не так во дворе, я всегда встану на его защиту. Конечно, дома наедине все выскажу и попрошу не делать так больше. Но в присутствии посторонних людей он должен знать, что родитель стоит за него горой. Для бывших детдомовцев это важно, поскольку они всю жизнь были примером для порицания.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *