Контактные игры между родителями и детьми помогают сформировать чувство доверия. Они полезны не только в период адаптации приемного ребенка в семье, но и для укрепления отношений в дальнейшем. Об этой методике корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала психолог Александра Мелях.

Мелях

О депривации детей

Многие родители не видят наличие депривации у ребенка. Иными словами, дефицита тепла, ласки, других ощущений, присущих кровной семье. Ребенок с депривацией вынужден сам себя успокаивать, стимулировать. Например, сосет пальцы или очень плохо засыпает. В детском доме ребята ложились в кровати, воспитатели или няни выключали свет. Детей никто не укачивал перед сном.

Моя задача: объяснить родителями, что укачивая ребенка перед сном, родители помогают ему справиться с тревогой. Эти простые действия вносят вклад в укрепление привязанности. Безусловно, сверхзадача – сформировать привязанность ребенка к родителям. Постепенно доверие вырастет. В начале пути цель одна: избавить ребенка от ощущения дефицита тепла.

О целевой аудитории и возрастной группе

Целевая аудитория: приемные родители, которые взяли на воспитание первого ребенка и не имели прежде опыта родительства (ни приемного, ни кровного), а также опытные родители, которые воспитали кровных детей, но не имели опыта приемного родительства. Возрастная группа: дети от 0 до 8 лет.

http://whitebuddha.org/wp-content/uploads/2016/09/7-1024x709.jpg

Объятия и контактные игры помогут взрослым и детям научиться доверять друг другу. Фото — whitebuddha.org

Игра «Обезьяна»

Существует множество коррекционных методик, упражнений и игр. Например, игра «Обезьяна». Она легкая, веселая и эффективная. Вы становитесь на четвереньки, сверху укладываете ребенка, а другой родитель его придерживает. Вы ползете на четвереньках и приговариваете, что вы — большая обезьяна, которая везет на спине маленькую обезьянку. Второй вариант этой игры: ребенок цепляется снизу, обнимает родителя за живот. Другой родитель смотрит, чтобы ребенок не упал.

Игра «Месим тесто»

Практически любой телесный контакт между родителем и ребенком насыщен эмоционально. Телесный контакт в сиротском учреждении носит формальный характер, технический, а зачастую еще и очень грубый. Таким образом, у ребенка из детского дома есть глубокий дефицит эмоционально насыщенного телесного контакта. Эти дети могут избегать прикосновений, либо они «липнут» ко всем подряд.

Как можно внести телесный контакт? Например, можно обжимать ребенка. Это можно делать, когда ребенок сидит у родителя на коленях или лежит — не важно, на спине или на животе. Родитель обжимает ребенка такими же движениями, как бы он месил тесто – основанием ладони. Важно обжать не только спинку, но и таз, ножки, стопы, плечики, ручки, кисти, голову.

Важно обращать внимание, какие прикосновения ребенку нравится. Делать приятное, не делать не приятного. И помнить, что это не процедура массажа, а игра. Главное правило – получение удовольствия участниками. Так происходит построение эмоционального телесного контакта с ребенком и укрепляется привязанность.

Игра «Бутерброд»

Для игры «Бутерброд» берем маму, папу, ребенка. Взрослые крепко обнимают друг друга, а ребенок находится между ними. Ребенок улыбается и верещит. Здесь тоже важно, чтобы такие объятия приносили удовольствие участникам, не были против воли ребенка.

Приемная мама Варвара из Екатеринбурга воспитывает двоих детей, кровного и приемного, 6 и 8 лет. Она делится своим опытом:

«Год назад я узнала о существовании телесно-эмоциональной методики. Я заметила у приемного ребенка дефицит важных телесных контактов — меньше объятий, ласки. Именно тогда обратилась к специалистам. По их советам теперь мы используем несколько упражнений. Пожалуй, самое любимое: это когда дети на меня ложатся. Я даже сама могу на ребенка лечь. Раньше не думала, что это возможно. Эмоциональный телесный контакт нравится детям. По прошествии года занятий я вижу, что мои отношения с детьми становятся ближе».

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *