Школьные конфликты неизбежны. Как сделать так, чтобы они не переросли в войну между родителями и учителями, между ребенком и его сверстниками? Искусство компромисса и принцип взвешенных решений. О природе школьных конфликтов, а главное, о способах выхода из них корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказал детский психолог, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ Алексей Юдилевич.

Юдилевич-1

«Родителям не следует вступать в резкий конфликт с учителями, администрацией. Наиболее эффективный путь — сотрудничество». Фото — centr.vera-vozrojdenie.ru

— В чем заключаются причины возникновения конфликтов в школе между приемным ребенком и учителем? И отличается ли поведение бывшего детдомовца от поведения других учеников в классе?

— Подавляющее большинство детей-сирот пережили тот или иной негативный опыт: насилие в семье, отказ кровных родителей от них, частичную депривацию (иными словами мать мало заботилась о детях) и многое другое. По этой причине сироты не могут эмоционально контролировать себя так, как и их сверстники из обычных семей. Становление базовой эмоциональной регуляции происходит с опозданием.

Дело в том, что ребенок смотрит на родителей и видит, как они себя регулируют. В будущем, его поведение является зеркальным отражением родительских поступков. В обычной семье взрослый поощряет положительные поступки и старается погасить, затормозить негативные, неадекватные действия. Приемные дети в силу обстоятельств иные. Они не могут быть сдержанными. Эти дети не держат дистанцию при общении со взрослым человеком.

Сверстники из обычных семей также с трудом воспринимают их. Ребенок в определенном возрасте может затевать какую-то игру, понимать условности, учится коммуницировать. В это же самое время ребенок-сирота в этой игре не хочет участвовать. Наоборот, он пытается изменить правила игры и перетянуть одело на себя. Ему сложно осознать, что один ребенок хорошо одет, у него есть мама, папа. А другой ребенок жил в детдоме. Он чувствует себя чужим. И это ощущение нельзя назвать ложным. Не забывайте, что в нашем обществе отношение к людям, отличным от других, весьма специфическое. Вечная проблема.

— И это расстояние между ребенком и обществом, сверстниками, сказывается на учебе, успеваемости?

— Многие приемные дети не так быстро усваивают школьную программу. В силу волевой незрелости им трудно приходится в учебе. Они не могут себя заставить заниматься тем, чем им немножечко неинтересно.

Есть особые поведенческие приемы, способные изменить ситуацию. Например, школьные задания могут чередоваться в определенной последовательности, и каждое задание сопровождается поощрением ребенка. За положительное поведение ребенок тут же получал бы положительное подкрепление. Подобный прием постепенно погружает его в получение знаний. А взрослые часто стараются избавиться от ребенка, а не заниматься с ним.

Смотрите также: Видеозапись вебинара «Семья и школа: быть вместе с удовольствием»

Сейчас многие приемные мамы жалуются: «Вроде бы и начал неплохо, и интеллект неплохой, и программа хорошая, но он не успевает за классом, не хватает сил на учебу». Ребенку тяжело тянуть усложняющуюся программу, он начинает капризничать, проявлять агрессию. Учитель задумывается: «А нужно ли мне это, когда у меня классе еще 35 детей?». Начинаются намеки приемным родителям о переводе ребенка в другой класс, школу.

— Получается, что единственный выход — перевести ребенка в другой класс?

— В новом классе ребенка ждет тоже самое. Психологам необходимо работать с учителями, обучать их методикам решения конфликтов.

Что родителям ни в коем случае нельзя делать в момент школьного конфликта?

— Родителям не следует вступать в резкий конфликт с учителями, администрацией. Школа – достаточно жесткое учреждение, которое сложно победить. Наиболее эффективный путь: сотрудничество. Что еще? Ни в коем случае не становится в присутствии ребенка в позицию учителя, не принимать сторону обвинения. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка вместе с учителем. Родитель – это стена.

Ну выйдите вы с ним из школы, и дома изливайте душу. Ребенок вас поймет. А пока что вы должны защищать его своим телом перед нападающим педагогом или сотрудником администрации школы.Ребенок должен почувствовать, что родитель может не только поругать, но и защитить. Ни в коем случае на него не надо кричать.

Кроме того, родитель может воспользоваться помощью школьного психолога, социального педагога. Не следует злоупотреблять психиатрической помощью. Если поведение ребенка выходит далеко за рамки разумного, и это происходит регулярно, то вмешательство психиатра необходимо. Только в этом случае помощь уместна.

Не забывайте о родительских сообществах. Общайтесь, делитесь советами, вникайте в советы других. Поведенческие нарушение вполне можно преодолеть психологической работой. Самое лучшее, когда родители создают ассоциации, привлекают проверенных специалистов и начинают работать вместе.

— Как быть родителям, если конфликт у ребенка возник не с учителем, а с одноклассниками?

— Во-первых, не стоит забывать, что у других детей также есть родители. И они заступятся за свое чадо. Нужен мудрый подход. Не надо кидаться на чужих детей, воздействовать на них. Необходимо собрать полную информацию о конфликте, чтобы полностью разобраться в нем.

В любом споре истина где-то посередине. Разобравшись в причинах конфликта нужно привлечь медиатора – независимую сторону. Лучше всего эту роль на себя сможет взять школьный психолог. Для того, чтобы ввести отличающегося ребенка в коллектив, нужно поработать для начала с самим коллективом. Специалист должен сформировать в детях толерантность по отношению к другим детям, с иной судьбой.

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *