Катерина Демина
Катерина Демина 12 января 2017

Как легче запомнить школьный материал — 5 развивающих игр

1
27
0

Вроде бы уже не новость, что дети лучше учатся, если вносить в уроки атмосферу и элементы игры. Обычно речь при этом идет о младшей школе. Но и старшие школьники гораздо лучше усваивают и запоминают материал, если он как-то окрашен эмоционально или требует взаимодействия с друзьями.  О том, как это применить на практике, рассказала психолог Катерина Демина.

http://liveboldandbloom.com/wp-content/uploads/2010/05/iStock_000005663890Small-e1274307017776.jpg

Игры помогут развить необходимые в школе навыки буквально «на ходу». Фото — wordpress.com.

1. «Быки и коровы». Это игра для развития у ребенка фонематического слуха. Один игрок загадывает слово, для начала из трех букв. Допустим, я загадала слово ЧАЙ. (Я вообще мастер загадывать слова с редкими буквами. Моё любимое – Тын, кий и хна). Дети предлагают в ответ другие трехбуквенные слова: сыр, лес, мак. В слове МАК с загаданным словом совпадаем буква А, и она стоит на том же месте в слове: есть один бык. Через несколько выстрелов «в молоко» кто-то предлагает слово ЙОД. О, уже теплее! Но буква Й (и тут вы противным голосом Мальвины спрашиваете: «Все помнят, что буква Й означает мягкий звонкий согласный?») стоит на другом месте в загаданном слове, поэтому я говорю: одна корова.

Повторять до полного попадания. Когда вы с детьми натренируетесь так, что будете угадывать любое трехбуквенное слово меньше, чем за 10 ходов, можно переходить на четырехбуквенные. И вот там вас могут поджидать открытия, связанные с правописанием глухих/звонких согласных, йотированных гласных (Я загадала слово «маяк», Дуся не может его отгадать, сдается, а когда слышит ответ, возмущенно вопит: «Не честно! Он же м-о-й-а-к!»), безударных гласных. Слово «овца» вполне может быть воссоздано как «афца», и хорошо бы, чтобы вы могли объяснить, как и что проверяется.  Отлично играется в дороге.

Читайте также: Психолог Катерина Демина — Ребенок не успевает в школе: в чем причина?

2. «Снежный ком». Подходит для тренировки словарного запаса. Играем в обеих модификациях: подбираем определения к существительному и существительные к определению.

Я называю любое слово, обозначающее предмет, а дети должны назвать как можно больше определений. Песок – какой? Мокрый, сухой, сыпучий, морской, речной, желтый, зыбучий, плотный, жесткий… Очень хорошо, если вы можете привязать этот набор к каким-то важным и приятным для вас событиям, например, «какой был песок на пляже, когда мы ездили на море? А в деревне? А у нас на площадке?». Выигрывает тот, кто назовет последнее слово. И в обратную сторону. Что может быть мокрым? А скользким?

Я использую эту игру для разминки на уроке, иногда в качестве поощрения: если выполним все задания быстро, успеем поиграть.

3. «Буриме». Тренируем чувство ритма, словарный запас, чувство юмора, правописание. Более сложная игра, но смешная до колик. Зафиксированы случаи, когда игроки просто писались от смеха. Играть хорошо впятером-вчетвером, если участников меньше, то не получается складного текста.

Раздаются длинные и узкие полоски бумаги, половинка тетрадного листа вдоль. Задается некий стихотворный размер, например, «пошла муха на базар и купила самовар». Каждый пишет первую строчку, заворачивает один раз листочек, сверху пишет последнее слово. «Я люблю гонять гусей» — гусей.

Передает соседу справа, получает бумажку от соседа слева. Сосед справа пишет следующую строчку С РИФМОЙ на слово «гусей»: «Прискакал тут Елисей». Строчкой ниже пишет свою строку с новой рифмой: «мы гуляли в казино» — пишет сверху «казино». Передает дальше.

Веселье начинается, когда все свитки заканчиваются, разворачиваются и читается получившаяся белиберда. Между прочим, у этого развлечения весьма древние и почтенные корни, в буриме любили играть поэты Серебряного века, да, кажется, и во времена Пушкина забава пользовалась популярностью.

Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом и советами по воспитанию и обучению детей на форуме «Измени одну жизнь».

4. «Придумай 10 слов на одну букву», «Антонимы».  Для малышей хорошо искать сочетания букв на уличных вывесках или в надписях на упаковках. Подойдут задания  в формате «давай говорить наоборотные слова? Ты говори все наоборот, а я буду угадывать, что ты имел в виду». Можно устроить «день одной буквы», это тоже очень веселит народ, когда надо все абсолютно свои послания выражать словами на одну букву. Главное, не выбирайте гласные. Буква Т или П подходят, заодно сами выясните, как устроен русский язык.

5. «Тайный язык шпионов». Моя любимая с детства игра. Берете любой слог, допустим, «цэ» (потому что в русском языке такого сочетания не встречается) и начинаете вставлять его МЕЖДУ слогами слов: «цэ-ма-цэ-ма, цэ-по-цэ-йди цэ-сю-цэда!». Отлично тренируются сразу несколько навыков: разбивать слова на слоги, выделять значимую часть в беглой речи, концентрация внимания. Если детей в семье несколько, старшим может понравиться говорить на непонятном младшим языке, или чтобы бабушка не понимала.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *