Близкие родственники в случае усыновления или опеки ребенка должны проходить обучение в Школе приемных родителей с такой инициативой выступила Воронежская областная Дума. Цель законопроекта – снижение количества возвратов и повышение качества подготовки родственников ребенка, выразивших желание принять его на воспитание в семью. Насколько уместна инициатива? Об этом приемные родители и эксперты рассуждают в материале фонда «Измени одну жизнь».

http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/1/186/15786/11759461/1/bunici.jpg

Готовы ли близкие родственники пройти обязательное обучение в ШПР для того, чтобы принять ребенка в семью?

Москвичке Александре — 23 года. Больше двух лет назад ее старшую сестру осудили, а дочку сестры, 13-летнюю Варвару должны были отправить в детский дом. Александра взяла племянницу к себе.

«Еще до суда моя старшая сестра практически не уделяла своей дочери необходимого внимания, — рассказывает Александра. — С Варей занималась я. Учила ее читать, писать, кататься на велосипеде. Памперсы ей меняла, когда она была совсем маленькой. Так что я готова и дальше ее растить, воспитывать».

Перед тем как оформить документы на опекунство, Александра прошла подготовку в школе приемных родителей. «Нисколько не жалею об этом, — рассказывает она. — Думаю, что курсы приемных родителей должны проходить все кандидаты без исключения. Можно узнать много полезного из того, как, к примеру, вести себя с ребенком. Когда наказать, когда поощрить? Мне кажется, что даже бабушки и дедушки, которые берут на воспитание внука или внучку, должны обучаться в ШПР, поскольку появились стандарты воспитания, создания правильной психологической атмосферы вокруг ребенка».

А как создать в семье такую атмосферу? Александра говорит, что в ШПР будущим приемным родителям показывали серию фильмов о том, как вести себя с подростками, выстраивать с ними доверительные отношения. К примеру, если ребенок что-то натворил и пришел к маме или папе и все честно рассказал, а родители на него накричали, то в следующий раз он не придет и не расскажет. Ребенок просто потеряет доверие к этим людям. «Нас учили, что все кризисные ситуации с детьми необходимо разбирать. Родители должны разъяснять ребенку, что правильно, а что нет», — говорит Александра.

Экспертное мнение

Алексей Головань, исполнительный директор Благотворительного центра «Соучастие в судьбе»:

c6b4cc6307ba7a4b460b3f47d5ffba6c

«Всем кандидатам необходимо проходить обучение. Люди должны быть готовы к тем вызовам, которые могут произойти с приходом ребенка в семью. Эти дети, как правило, испытали какую-то травму. Поэтому во избежание ошибок родители должны быть готовыми правильно реагировать в непростой ситуации.

В 2016 году число детей, устроенных в семьи, впервые превысило число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В предыдущие годы в федеральный банк данных детей попадало больше, чем уходило. Однако в 2016 году эту тенденцию удалось преодолеть.

Мы прошли тот период, когда большое количество сирот нужно было перевести из учреждений в семьи. В этот период времени обучение для близких родственников не было обязательным пунктом. К тому же курсы приемных родителей только начинали внедряться. Тогда не было еще понятно, справятся ли школы приемных родителей с большим потоком кандидатов.

Что мы имеем сейчас? Во-первых, курсов приемных родителей стало очень много. Мощности и ресурсы появились, и теперь школы готовы обучить всех, кто планирует взять ребенка в семью. Люди уже не ждут месяцами своей очереди. Обратившись в школу, родители тут же смогут приступить к занятиям. Во-вторых, большое количество детей уже передано на воспитание в семьи. Сейчас остро стоит вопрос о семейном устройстве детишек с заболеваниями, детей, которые недавно лишились родительской опеки. Уже нет задачи — как можно быстрее передать ребенка в семью, минуя обучение родителей.

На Всероссийском форуме приемных семей, который проходил в октябре в Сочи, сами родители предложили сделать обучение периодичным, а не однократным, как сейчас. Жизнь меняется, появляются новые проблемы и вызовы, новые идеи в педагогике. В конце концов, меняется законодательство. Многим семьям потребуется не просто подготовка, а переподготовка, чтобы отвечать духу времени».

Галина Семья, доктор психологических наук:

Galina-Sem-ya

«Основные возвраты происходят в семьях, образованных родными бабушками и дедушками. Они могут безумно любить своих внуков. Но они — пожилые люди со своей системой ценностей. Когда их внук подходит к подростковому возрасту, то бабушкам-дедушкам сложнее справляться с ребенком. Это одна из причин возвратов.

Опекуны из числа близких родственников должны иметь представление о воспитании ребенка, его психологии. Существует множество ситуаций, которые кровный родитель никогда не переживал с кровным ребенком. Для успешного прохождения адаптации близкие родственники должны владеть необходимыми знаниями.

Это небольшая нагрузка — пройти обучение. Конечно, бабушкам и дедушкам сложнее дается обучение. Особенно с использованием компьютера. Я бы для них разработала отдельную программу. Что-то будет добавлено из общей программы подготовки, а что-то в качестве модуля с учетом возраста приемных родителей, иной психологической атмосферы.

Когда мы отдаем ребенка в чужую семью, то он теряет место на генеалогическом древе, теряет статус старшего/младшего, статус внука. В случае ухода к близким родственникам часть потерь удается избежать. А посему обучение близких родственников нужно организовать иначе».

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *