Мария Салтыкова
Мария Салтыкова 10 ноября 2016

Как бороться с детским воровством — 5 советов приемных родителей

0
38
0

Приемный ребенок выносит из магазина конфеты или устраивает склад чужих вещей у себя на кровати, крадет деньги у бабушки или у одноклассника. А из кабинета, где учатся выпускники детдомов, исчезает принтер. Почему дети воруют? Как родителям реагировать на такие ситуации – об этом корреспонденту  фонда «Измени одну жизнь» рассказали приемные мамы и директор фонда «Большая перемена».

http://svetnsk.ru/foto6.png?i=674&k=kleptomaniya-foto

1. Объясняйте, что дома есть вещи, которые принадлежат разным членам семьи.

Светлана Строганова, 43 года, мать пятерых детей (трое из них приемные):

«Дети из детдома очень ревниво относятся к своим вещам, они хорошо понимают, где свое, а где чужое – просто потому, что своего у них там очень мало. Другое дело, что чувствительность у них там как бы снижается: им сложнее понять, что другому больно, обидно. Им трудно быть эмпатами — чувствовать чужую боль и соотносить себя с ней. Вот поэтому им приходится объяснять, почему брать чужое плохо.

Год назад, когда я впервые встретилась с Олей в детдоме (сейчас ей 5 лет), я оставила ей мягкую игрушку. Через два месяца, когда я приехала, чтобы забрать ее совсем, то увидела, что она с этой игрушкой  не расставалась. На эту игрушку явно «покушались»: она была вся залатанная, но Оля ходила, буквально вцепившись в нее. Когда Оля приехала к нам, то ползала по всему дому (у нее ДЦП, и тогда она еще не могла ходить), собирала все, что видела и тащила к себе на кровать.

В первые дни она устраивала у себя целые склады вещей. То, что брать было совсем нельзя, я убирала. Если она за что-то хваталась, я объясняла, что это вещи, например, Сони (другой дочери), а это — мое, это лучше не трогать. К счастью, другие дети с пониманием отнеслись к происходящему, я им сказала: «Дайте ей это сейчас — пусть у нее будет вагон игрушек на кровати, это на время». Через две недели она поняла, что никто у нее ничего не отнимает, и эта проблема решилась».

2. Не искушайте детей. Храните крупные суммы на банковской карте, а дома поставьте коробку с мелочью.

Светлана Строганова: «С настоящим воровством нам в семье тоже пришлось столкнуться, но тогда у нас еще не было приемных детей. Пропала крупная сумма денег, которую я принесла с работы. Это был 2004 год, я пришла домой и положила на полку 100 тысяч рублей, и они пропали вместе с украшением, которое лежало там же. Возникла мысль, что их могла взять старшая дочь или ее друзья, которых она водила домой, но мне очень не хотелось так думать. Особенно я не хотела подозревать дочь, и я очень надеюсь, что эту кражу совершила не она.

Я сделала вывод, что деньги дома нельзя оставлять просто так – чтобы не искушать других людей, зачем им лишние испытания? Сейчас у нас для мелких покупок дома стоит коробка с мелочью, которой дети могут пользоваться, когда нужно, например, сбегать в магазин за хлебом. А крупные деньги держим на банковской карте».

3. Рассказывайте об уголовной ответственности.  

Мария Эрмель, 33 года, мать девяти детей (семеро — приемные):

photo_small_1179941_55948503df853

«С проблемой воровства нам пришлось столкнуться недавно, когда мы взяли двух изъятых из неблагополучной семьи брата и сестру: Денису сейчас 8 лет, а его сестренке — 9. У мальчика довольно сильная умственная отсталость, поэтому по уровню интеллектуального развития можно сказать, что ему на самом деле 5 лет. Когда в школе, где они учатся, мне рассказали, что Денис украл у одноклассника деньги, я сначала возмутилась: «Что вы говорите, он даже не понимает, зачем они нужны!». Но когда его спросили, зачем он взял деньги, он ответил: «Я хотел купить пиццу».

Как с ним потом на эту тему говорили? Сказали, что придет полицейский, посадит его в тюрьму, и нас к нему не будут пускать. Вроде подействовало: пока больше ничего не крал».

4. Говорите о своих чувствах и не вешайте всю вину только на ребенка.

Мария Эрмель: «Случалось, что маленькие дети выносили что-нибудь из супермаркета: сейчас у меня уже привычка — когда выходим из магазина с детьми, я у всех проверяю карманы. Даже рукава ощупываю, потому что некоторые в рукава засовывают. Последний раз, когда моя сестра ходила вместе с ними за покупками, она рассказала, что 6-летний Никита тайком взял конфеты. Причем, я, говорит, их всех спросила: «Хочет кто-нибудь конфеты? Берите, мы купим». Они сказали: «Нет, не надо». А потом оказалось, что Никита украл.

На воспитательные беседы они реагируют как все дети: говорят, что больше не будут. Нельзя сказать, чтобы они делали это осознанно: бывает просто, что желание настолько велико, что они не могут с ним совладать. Но чтобы намеренно совершить кражу — такого нет.

Как мне кажется, ругаться в таких случаях на ребенка неправильно: надо садиться и разговаривать с ним, говорить о своих чувствах. Не говорить: «Ты такой плохой», а объяснять: «Я чувствую себя униженным или обиженным из-за того, что ты это сделал!» или «Я понимаю, что плохо тебя воспитываю, что мы с тобой как-то не так общаемся!». Нельзя вешать всю вину только на ребенка. Это как в ссоре — всегда виноваты двое. Так и в детском воровстве тоже».

5. Дайте понять, что воровство — это чрезвычайная ситуация. Покажите ребенку возможные последствия случившегося.  

Ирина Рязанова, директор благотворительного фонда «Большая перемена» (фонд проводит занятия по социальной адаптации для выпускников детских домов с 2002 года):

http://i2.wp.com/philanthropy.ru/wp-content/uploads/2015/01/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg?resize=200%2C200

«Каждая кража в фонде для нас – это форс-мажор: мы останавливаем весь учебный процесс, собираем всех на общее собрание и говорим, что у нас произошла такая чрезвычайная ситуация. Как реагируют дети: «У нас в детском доме милицию вызывали, карманы выворачивали, устраивали шмон, ставили камеры – вот и вы теперь делайте то же самое». Мы отвечаем: «Нет, мы этого делать не можем и не будем. Но и учебный процесс мы дальше продолжить тоже не можем». Был случай, когда ребята после этого вернули украденный принтер. Принесли на следующий день, извинились и сказали, что просто не думали, что я настолько серьезно к этому отнесусь, потому что в детском доме с ними никогда так не разговаривали. А бывало, что и не возвращали.

В обычных семьях детские кражи тоже случаются. В семье моих знакомых ребенок в подростковом возрасте воровал деньги у бабушки — для него это был способ «испытать границы дозволенного». Родители с ним на эту тему тогда поговорили, сейчас ему уже 30 лет, больше в таких делах не замечен.

Если маленький ребенок берет что-то в супермаркете, и делает это осознанно, он должен увидеть последствия: я вернулась бы в магазин вместе с ним, а потом поговорила бы с ним о том, как мне это неприятно. Возможно, ему было бы неловко за то, что неловко мне».

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *