Мария Салтыкова
Мария Салтыкова 21 октября 2016

Как научить детей обращаться с деньгами — 5 советов приемных родителей

0
25
0

Маленькие дети выпрашивают дорогие игрушки, а подростки тратят карманные деньги, как кажется взрослым, на ерунду — с этим сталкиваются многие семьи. Как  научить детей распоряжаться деньгами? Приемные родители, которые занимаются бизнесом, а также директор фонда «Большая перемена» поделились с корреспондентом фонда «Измени одну жизнь»  собственным опытом обучения детей расходам и накоплениям.     

 http://www.psychologos.ru/images/rebenok_i_dengi_1392882675.jpg

1 . Воспитывать уважение к деньгам с детства.

Светлана Строганова, 43 года, мать пятерых детей (трое приемные), директор турфирмы:

10403570_644923572273170_7147195518188533667_n

«Приемных детей у нас трое: младшему, Назару — 3,5 года, Соне — 6 лет и последней, Оле — 5,5 лет. Говорить о том, как планировать траты, с ними пока еще рано, но важно воспитывать у них уважение к деньгам: допустим, если мелочь где-то валяется, они не могут ею кидаться, надо складывать ее в коробку. И они должны понимать, что нельзя все время требовать что-то покупать — если ты сломал свою игрушку, значит, новой не будет».

2. Учить рассчитывать свои траты на определенный период

Мария Эрмель, 33 года, мать девяти детей (семеро — приемные), директор компании по продаже меховых изделий:

photo_small_1179941_55948503df853

«У меня дети никогда ничего не выпрашивают, если кто-то скажет: «Мама, купи», и я отвечу: «Нет, денежек сейчас нет», никто не будет больше канючить. В то же время, единственный наш ребенок, который понимает ценность денег и думает о том, как их сберечь, это наша собственная дочь, которой сейчас 6 лет.

Например, в школе у них действует такая система: мы кладем деньги на ее счет в буфете на месяц, и ей выдают еду, пока есть эти деньги, – суп, второе или булочки. Так она экономит: берет не три булочки, а две. Или берет три, одну приносит мне».

3. Давать возможность зарабатывать деньги самостоятельно

 Мария Эрмель: «Объяснить ребенку, что деньги зарабатываются тяжелым трудом, можно только после того, как он сам начнет это делать. И даже тогда они не всегда сразу это понимают. Одной из наших дочерей, Кристине, сейчас 14 лет, она попала к нам в 9-летнем возрасте, пять лет назад. В этом году у нас с ней была такая история: пошли в торговый центр, набрали ей одежды на 10 тысяч рублей и встали в очередь в примерочную. Ждать нужно было долго, и тут она говорит: «Мама, давай возьмем эту одежду, если мне не подойдет, мы ее кому-нибудь отдадим».

А она прошлым летом начала подрабатывать, раздавать листовки, получает 150 рублей в час, за день — чуть больше 1000 рублей. И я ей говорю: «Кристина, а ты представляешь себе, что такое 10 тысяч рублей? Это целых 10 дней твоей работы. И ты предлагаешь их кому-то просто так взять и отдать?» Позже вечером она ко мне подошла: «Мама, извини, я не подумала». Но ей удалось это объяснить только потому, что у нее уже есть свой заработок и она понимает, что такое трудозатраты. Что 150 рублей — это час простоять на солнце, раздавая эти листовки».

http://www.uaua.info/pictures_ckfinder/images/8201-20121114175254489.jpg

4. Не выдавать деньги на карманные расходы «с запасом»

Светлана Строганова: «Впервые мне пришлось думать о том, сколько нужно выдавать детям на карманные расходы, когда нашей старшей дочери исполнилось 12 лет (сейчас ей уже 24 года). Мы с ней рассчитали сумму, достаточную на неделю, чтобы она могла купить себе еду и какую-нибудь жвачку, но чтобы их не оставалось слишком много. Я против излишков свободных денег у ребенка, которые скапливаются в короткий промежуток времени. Если у него за 1,5-2 недели скапливается 1500-2000 рублей, это неправильно: в 12-14-летнем возрасте еще невозможно ощутить истинную ценность денег, понять, что они даются большим трудом».

http://terloo.in.ua/wp-content/uploads/2016/06/cd349ab20bbcd26aa523e0036801b712.jpg

5. Не платить за домашние дела и выполнение уроков

 Мария Эрмель: «Вопрос, стоит ли поощрять ребенка деньгами, у меня вызывает сильный протест – за что родители могут это делать: за то, что он помыл посуду? Но это домашние обязанности, он и так должен это делать».

Светлана Строганова: «Мы с мужем сначала пытались давать нашей старшей дочери деньги за то, что она что-то делает по дому. Но затем я отказалась от этой идеи, потому что поняла, к чему это приведет: ребенок, который получает деньги за помощь по дому, перестанет это делать просто так. Я интуитивно почувствовала, что это совсем не то, и этого не будет в нашей семье.

То же самое с поощрениями, например, за хорошие оценки: если платить за пятерки, то бесплатно ребенок учиться не будет. И значит, если вдруг в семье кончились деньги, то ребенок по факту не отличник, а двоечник».

Как обучают обращаться с деньгами выпускников детских домов

Ирина Рязанова, исполнительный директор фонда «Большая перемена» (фонд занимается обучением и социальной адаптацией выпускников и воспитанников детских домов с 2002 года):

http://i2.wp.com/philanthropy.ru/wp-content/uploads/2015/01/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg?resize=200%2C200

«Научить обращаться с деньгами в теории невозможно. Мои друзья выдают своей 12-летней дочери определенную сумму карманных денег на месяц с условием, что она их истратит на такие-то расходы. В конце месяца они вместе с ней анализируют, на что она потратила эти деньги.

Но воспитатели детдомов практику в настоящих условиях своим воспитанникам предоставить не могут. В одном детдоме мне как-то рассказали, что организовали для детей «социальную гостиницу»: комнату, где они выделяют ребятам 3000 рублей на неделю, чтобы те сами решили, какие продукты для себя купить, как их приготовить и т.д. Я задала им вопрос: «Что вы будете делать, если ребенок потратит все деньги в первый день на жевачку, конфеты и прочее?» — «Ну-ууу, конечно, мы будем его кормить». В этом случае ребенок не ощущает последствий: его побранят, но на этом дело и закончится. И они очень быстро понимают, что это всего лишь игра.

В фонде мы обучаем выпускников детдомов и разбираем с ними их реальные жизненные ситуации. Допустим, у нас был молодой человек, который очень хотел сделать подарок жене. Для этого ему нужна была крупная сумма денег: он пошел играть на автомате и спустил всю зарплату. И вот мы пытались помочь ему найти решение – как он будет возвращать со своей зарплаты этот долг.

Или другая ситуация: ему хочется пойти в театр, но в детдоме он привык, что их всегда водили бесплатно. Тогда на занятии педагог анализирует с ним, из чего состоит структура его личного бюджета, чтобы он понимал, как и на что он тратит свои деньги, может ли он отложить из своей зарплаты, например, 50-150 рублей в месяц, чтобы за 3-4 месяца накопить на билет в театр.

Стоит ли поощрять ребенка за что-то деньгами – здесь все зависит от конкретной ситуации. Кто-то считает это недопустимым, а кто-то поощряет, например, за «пятерку» и штрафует за «двойку». Правильно и нормально — то, как люди договорились, как они сами считают для себя правильным в своей семье».

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *