Алиса Орлова
Алиса Орлова 18 октября 2016

Как отучить детей и подростков ругаться матом — 7 советов психолога

0
130
0

Что делать, если ваш ребенок использует нецензурную лексику? Психолог  Софья Шокотько рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь»что когда к ней приходят с такой проблемой, первым делом она спрашивает: «В каких случаях это происходит?»

http://kohana.stb.ua/wp-content/uploads/sites/59/2016/06/07/8sjAgCse3ps.jpg

Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.

1. Понять причину

В какой ситуации ребенок ругается матом? Как это бывает? Что происходит до того, что происходит после этого? Все зависит от нюансов. Первый вариант – слова и фразы, к которым ребенок привык, вырываются у него «сами по себе». Может быть, ребенок находится в такой среде, где мат – это обычный язык. Такое может быть у усыновленных детей. Или, может быть, у него в школе мат – это обычное дело. Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.

Софья Ш2

Об авторе. Софья Шокотько — экзистенциальный психолог, сертифицирована GLE International.

Второй вариант –ребенок хочет таким образом обратить внимание родителей на то, что он говорит. Это могут быть, например, эмоциональные высказывания во время ссоры. Когда все идет нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания. Но когда ребенок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся –бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребенком какие-то темы, то есть, по сути – включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребенку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

 2. Больше времени проводить вместе

Привлекать наше внимание ребенок может и другими способами, делая что-то, на что родитель точно откликнется, это может быть, например, драка. Нельзя сказать, что ребенок это делает специально, намеренно, с заранее подготовленным планом. Это происходит скорее бессознательно. Нужно посмотреть, достаточно ли внимания мы уделяем своему ребенку. Есть ли время, когда наше внимание принадлежит ребенку безраздельно? Может быть, это нужно делать чаще, организовывать для этого какие-то поводы, давать ему позитивный опыт разговора с родителем, особенно когда ребенок и родители занимаются вместе чем-то, что им обоим приятно.

http://poradumo.com.ua/wp-content/uploads/2015/03/bdfbc7cec43afa33b1e10d92109c2f8c.jpg

Обсуждать проблемы лучше в спокойной обстановке.

3. Сделать паузу в разговоре

Бывает, что ребенок, особенно подросток, таким образом отстаивает свои границы, таким образом сигнализирует: «Дальше я не могу». В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся.

Нужно подумать о том, в какой момент возникло непонимание, может быть, вы настаивали на том, что важно для вас, а для ребенка не является ценностью, может быть, вы пытались как-то ребенка дисциплинировать, настаивали на каких-то правилах, которые ребенок не считает важными. Все это нужно обсудить с ребенком в более спокойной обстановке.

Разумеется, фраза «Я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

4. Переводить с его языка

Зачастую такие проблемы возникают с приемным ребенком, который попал в семью уже подростком. В этом случае нужно иметь в виду, что он пришел к нам из другого мира, он говорит на другом языке. С ним нужно быть очень аккуратным. Иностранца невозможно сразу обучить всем премудростям, нужно начинать с азов. Нужно осознать, понять, что этот человек привык общаться иначе. Его способ выражения мыслей отличается от нашего. Ребенок выругался – спрашивайте: «Возможно, ты хотел сказать вот это? Правильно ли я понял?». Затем нужно разъяснить: «Знаешь, я бы хотел с тобой разговаривать другими словами. Будь внимательнее, и я тебе в этом помогу».

5. Как быть со словами-паразитами?

Слова-паразиты, «блин», «елки-моталки» или что похуже дети обычно приносят с улицы или из детских учреждений. Иногда они вылетают эмоционально, даже у взрослых. Редко кто говорит: «Какая неприятность!», когда на ногу падает что-нибудь тяжелое.

Нужно договариваться с ребенком, но уделять особого внимания, акцентироваться на этом – не нужно. Если устраивать показательные скандалы из-за произнесенного слова, то оно скорее закрепится. Не надо драматизировать, не нужно вспыхивать. Скажите: «Знаешь, мне неприятно, когда так говорят. Старайся выражать эмоции по-другому».

6. Следи за собой, будь осторожен

А если вы сами выругались, нужно обязательно извиняться. Ребенок, если у него вырвалось грубое слово, должен говорить: «Прости меня, я нечаянно». Так же должен поступать и взрослый. Чтобы самому отучиться от резких эмоциональных слов, нужно отслеживать, на какой стадии закипания вы находитесь. Если этот навык отработан, то взрослый может понять, что с ним происходит, и успеть выбежать из комнаты, где происходит ссора, прежде чем полетят злые слова и начнет биться посуда. Некоторым помогает прогулка, к примеру, пару кругов вокруг дома в быстром темпе.

Если вы вспыхиваете моментально – это сложно. Бывает, что у взрослого возникает неконтролируемый гнев при некоторых действия или словах ребенка. Например, ребенок шмыгает носом (качает ногой, хрустит пальцами), а взрослый при виде этого моментально приходит в точку кипения. Такие реакции сильнее нас (и быстрее).

http://ic.pics.livejournal.com/lunachet/69123634/52749/52749_900.jpg

Взрослому необходимо контролировать свои эмоции.

Но чем чаще взрослый отвечает гневом, тем меньше шансов, что это прекратиться. Нужно перестать реагировать вообще. Здесь нужна последовательная работа с самим собой. Нужно договориться с собой. Часто это возникает из-за того, что мы-то сами уже отучились, например, грызть ногти, мы-то смогли себя выдрессировать, а ребенок – нет. Обычно такие ситуации идут из детства. Реакция получается неадекватная. Например, нам в детстве запрещали плакать, и мы в таких ситуациях моментально впадаем в гнев и говорим уже своему ребенку: «Ты уже взрослый, а плачешь!». Это – автоматическая реакция. Нужно договариваться с нашим личным «чертиком», который выскакивает и вызывает гнев при некоторых обстоятельствах.

7. Спортивное предложение

В некоторых кружках и спортивных секциях существует штрафная система: «Пять отжиманий (рубль в общую копилку) за каждое вылетевшие матерное слово». Если по душе такая система, можно ее внедрить. Однако подобный договор не должен иметь характер штрафа. Я ругаюсь – я плачу штраф, ты ругаешься – ты платишь штраф, затем идем, покупаем торт и вместе его едим. В идеале договор должен быть равноправным.

Но самое главное – борьба с нецензурной лексикой не должна портить ваши отношения с ребенком. Есть риск, что эта борьба обретет форму дрессировки, надзора за выполнением каких-то правил, и тогда будет потеряно самое важное – тепло в отношениях между родителями и детьми. В первую очередь нужно выстраивать отношения любви и доверия, а потом уже следить за выполнением каких-то правил.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *