Катерина Демина
Катерина Демина 13 октября 2016

Психолог Катерина Демина: «Ребенок не успевает в школе: в чем причина?»

0
24
2

Привычная картина: ученики начальной школы сегодня просиживают за домашними заданиями по нескольку часов в день. Взволнованные родители все чаще прибегают к дополнительным занятиям, подчас к помощи репетиторов и с ужасом думают: а что же будет дальше? Дети испытывают колоссальную нагрузку начиная с первого класса, и бесследно для неокрепшего детского организма это не проходит. Между тем родителям вполне под силу избавить ребенка от непосильного гнета. Нужно только уяснить несколько важных правил и адекватно оценить его способности и состояние здоровья.

http://nichosy.com/wp-content/uploads/2016/03/5390de98-3dc5-8260-3dc5-826f101290d6.photo_.0.jpg

Родители во многом сами провоцируют учителей на усложнение программы и ужесточение требований.

Всему свое время

Полина стала болеть ангинами сразу, как только пошла в первый класс. Я наблюдала девочку до школы и всячески отговаривала маму отдавать ее учиться в шесть с половиной лет: девочка маленькая, слабенькая, в детский сад не ходила. Да и домашняя обстановка была совсем непростой: недавно у нее родился младший брат, а папу автомобильная авария сделала инвалидом. Я советовала отдать Полину в подготовительную группу детского сада: девочка привыкнет быть в коллективе, научится строить отношения, и тогда переход в школу будет менее болезненным. Совершенно замученная мама вяло покивала головой и… отдала дочку в английскую спецшколу на полный день.

К концу первой четверти Полина училась хуже всех в классе. Несмотря на строжайшее предписание не ставить в первом классе отметки, учителя не могли отказаться от них совсем и заменяли на первый взгляд «безобидными» символами: красный мишка – «отлично», зеленый – «хорошо», синий – «плохо». У Полины не было красных мишек вообще, красными были только подчеркивания и перечеркивания в тетрадях и дневнике (точнее, в заменяющей его специальной тетрадке). Мало того, учительница еще и постоянно отчитывала девочку перед классом за то, что та «тупая и бестолковая». Домашние задания Полина делала со слезами и угрозами, по четыре-пять часов, читала по слогам. А спустя еще какое-то время начала болеть. Первый класс девочка закончила в больнице. Я советовала забрать ребенка из школы и снова отдать в первый класс по какой-нибудь менее сложной программе. Но родители решили пойти по пути наименьшего сопротивления и оставили все как есть. На этот раз Полина попала в больницу ровно первого сентября. Теперь девочка находится на домашнем обучении и занимается с приходящей учительницей из другой школы.

Важное отступление

С точки зрения психосоматики, науки о связи эмоций и психики с телом, каждая болезнь – это реакция организма на сильные эмоциональные переживания. Ангина, например, – проявление невыраженного гнева: если человек испытывает сильные чувства, а выразить их не может (предположим, очень сердится на кого-нибудь, но вместо крика молчит), то у него начинает болеть горло. Полина – ребенок с сильно развитым чувством собственного достоинства, поэтому ее реакцией на унижение был гнев.

http://www.stihi.ru/pics/2012/04/02/7517.jpg

Ребенок в первом классе больше всего нуждается как раз в ощущении безопасности.

Если ребенок пугается, когда на него кричат, ответом будут боли в животе, гастрит или рвота перед уроками. Менее эмоциональные малыши все равно реагируют на стресс, но иначе – постоянными насморками, ОРВИ. Один мальчик, которому не нравилось, как его называла (точнее – обзывала) учительница, постоянно болел отитом. Потом семья переехала, школу пришлось сменить, и ребенок перестал болеть совсем.

В чем причина?

Как ни странно, родители во многом сами провоцируют учителей на усложнение программы и ужесточение требований. Я слышала на родительском собрании в младшей группе детского сада, как один папа требовал от заведующей «обеспечить его ребенку преподавание английского носителем языка». Это для трехлеток, которые и по-русски говорят не очень внятно? Большинство родителей выбирают «сильную школу», «сильного педагога», хотя на деле такой педагог может демонстрировать диктаторские замашки и совсем не заботиться о психическом и физическом здоровье детей.

А ребенок в первом классе больше всего нуждается как раз в ощущении безопасности. Это единственное условие, при котором возможно развитие его способностей.

Кроме того, в начальной школе у детей в основном работает правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, творчество, целостное восприятие мира, интуицию. А методики преподавания опираются на логику, анализ, работу по шаблону. Неудивительно, что детям быстро становится скучно, они теряют учебную мотивацию. А разделение на аудиалов-визуалов-кинестетиков? Все об этом слышали, но многие ли учителя применяют его на практике?

Хотелось бы сделать акцент и на возрасте. Сошлюсь на авторитет Н. И. Гуткиной, одного из крупнейших специалистов по возрастной психологии, которая во многих своих публикациях настойчиво рекомендует: «Не отдавайте в школу детей раньше семи лет. У них просто не созрели те мозговые структуры, которые отвечают за анализ текстов и распознавание символов, даже если ребенок с четырех лет умеет читать. До семи лет в психике ребенка преобладает игровая мотивация, а для того, чтобы хорошо учиться, у малыша должна превалировать учебная».

cd36e337b21931c7acfc2ad1ec78e9ab

Главная задача ребенка в начальной школе –  узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми.

Однако с чем мы сталкиваемся в жизни? Всеми правдами и неправдами родители стремятся отдать ребенка в школу как можно раньше, особенно мальчиков, над которыми постоянно висит «дамоклов меч» армии. Девочек в возрасте шести лет отдают в школу по другой причине: родителям кажется, что смышленой дочке с хорошо развитой речью, которая умеет читать, становится скучно в детском саду. В результате многие из них – отличницы и «хорошистки» – инстинктивно стремятся обратно в то беззаботное состояние, когда можно просто играть в куклы. Я сейчас наблюдаю целый третий класс, в котором все поголовно девочки переселились в выдуманный мир волшебной страны из сказки Д. М. Барри «Питэр Пэн» и живут там целыми днями, отвлекаясь лишь на завтрак, обед и ужин. Каждый день начинается с распределения ролей – кто кем будет, игра не прекращается ни в школе, ни дома. Дети очень подробно рассказывают о событиях в воображаемой вселенной, а их родители хватаются за головы – детей ничего не интересует, кроме этой игры.

Удивительно, но с девочками связано гораздо больше родительских амбиций. По крайней мере, первоклассницы, которые кроме школы посещают еще курсы иностранного языка, музыкальную школу (обязательно!), танцы и изостудию, встречаются чаще, чем первоклассники. Мальчиков обычно приводят в спортивную секцию, и, к сожалению, далеко не всегда в ту, в которую хочет сам ребенок – чаще туда, куда ходил (или хотел ходить) папа.

Некоторые выводы и предложения

Во-первых, десять раз подумайте, прежде чем отдавать ребенка в школу в шесть с половиной лет. Конечно, крепкий крупный мальчик наверняка в состоянии осилить школьную программу первого класса. Но – не часто болеющая девочка и не «маленький гений», который умеет читать с трех лет, но формировался в домашних условиях в окружении взрослых. Важны не «знания-умения-навыки», а способность ребенка адаптироваться к резко изменившейся обстановке, к детскому коллективу и к повышенным нагрузкам.

Во-вторых, трезво оцените актуальные способности ребенка. Если в детском саду ваш малыш увлекался конструированием и лепкой, скорее всего, у него хорошо пойдет сложная программа по математике, но легкой жизни с иностранными языками ждать не стоит. Обычно с овладением иностранным языком и чтением рука об руку идет музыка. Тот, кто любит рисовать, скорее всего, будет испытывать сложности с математикой (в силу принятой у нас в стране методики преподавания).

Читайте также: Психолог Катерина Демина — Можно ли воспитать ребенка на расстоянии

Постарайтесь учесть все это, когда будете определяться с профилем школы. Если всего примерно поровну, но ребенок часто болеет, плохо переносит перемены, насторожен и стесняется, лучше отдайте его в обычную школу с самой лояльной учительницей, которую только сможете найти. Не волнуйтесь – со временем, когда окрепнет, он все наверстает.

В-третьих, не забывайте о принципе: школа для вас, а не вы для школы. У педагогического коллектива могут быть свои задачи и цели, но именно родители должны определять, что будет полезно их ребенку. Вы можете настаивать на соблюдении буквы и духа закона: домашние задания в первом классе недопустимы в любой форме, оценки не должны фигурировать ни на словах, ни в журнале. Всю начальную школу подготовка к урокам не должна занимать более 40 минут в день, а также недопустимы домашние задания с пятницы на понедельник (кроме иностранного языка, который преподается не каждый день).

Как уже говорилось, главная задача ребенка в начальной школе – не столько овладеть какой-то суммой знаний, сколько получить важные социальные навыки, узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми. Поэтому, согласитесь, лучше находиться в спокойной и доброжелательной обстановке, чем получить гастрит, обучаясь в престижной гимназии. Здоровый ребенок выучит все, что ему нужно, но немного позже – то есть вовремя.

2 комментария

  • Kate Kabanova

    Почему разное отношение к мальчикам и девочкам? Особенно почему мальчику в школе будет легче чем девочке? По семейному опыту я вижу обратное.
    По западному опыту девочки более усидчивы. Они опережают мальчиков по всем предметам до последних классов, где девочки по большинству ‘уходят’ от технических предметов, возможно из-за стереотипов мужских и женских сфер знаний.

    14 октября 2016
  • Татьяна

    Хочется больше информации про особенности обучения в школе именно приемных детей. В том числе, устроенных в семью уже в школьном возрасте.

    13 октября 2016

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *