Александр Трифонов
Александр Трифонов 7 июня 2016

Психолог Катерина Демина: Какое раннее развитие действительно нужно

1
113
0

Первое, что нужно знать всем родителям: физическое развитие в младенчестве определяет интеллектуальное и, во многом, психическое.

Малыш-ползет.-Блог-Качановой

Другие статьи семейного психолога Катерины Деминой на сайте благотворительного фонда «Измени одну жизнь»

Перевожу на общечеловеческий язык.

Основная задача первых 18 месяцев жизни человека – овладеть своим телом, научиться правильно им пользоваться, запустить в нужную сторону разнообразные физиологические процессы. Все остальное – чтение, счет, иностранные языки, распознавание цветов и геометрических форм – придет гораздо позже. Специально это говорю, хотя вам, возможно, сама идея обучения счету ползунка покажется абсурдной. Но, тем не менее, регулярно получаю предложения «устроить группу для детей от 4-х месяцев для подготовки к обучению английскому языку, математике и чтению»

Так вот, лучше подготовкой к обучению является гимнастика! Любая, будь то бэби-йога с преподавателем или просто всяческие валяния на коврике, «поехали-поехали-в ямку – бух», «полетели-полетели, на головку сели». В ежедневном уходе за ребенком обязательно должно быть время для занятий физкультурой на доступном ему (и маме) уровне.

Что это может быть

1.Стимулируем ползание, от чего напрямую зависят будущие успехи в чтении: выкладываем на животик, снимаем носочки, перед носом кладем любую завлекалочку, под пятки подставляем свою ладонь и даем опору для отталкивания. В манеж только в крайнем случае, хотя соблазн велик, конечно. Компромисс: сколько времени в манеже – столько же занимаемся зарядкой. Чаще снимать с малыша ползунки, чтобы он мог полноценно опираться на колени и пальцы ног, не скользил. От того, был ли у ребенка этап ползания, зависит его читательская карьера, уверяют нас нейропсихологи.

2.Тренируем повороты и перевороты, что очень важно для развития пространственного воображения: перекладываем ручки и ножки крест-накрест и тянем, помогаем повернуться со спинки на живот, стимулируем перекладывание игрушек из руки в руку, помогаем находить подходящую ногу для сосания, показываем, как стягивать носок. Вообще – любые движения «крест-накрест», качания и переступания. Таким образом мы налаживаем связь между полушариями мозга, обеспечиваем творческие успехи и тренируем память.

3.С 8 месяцев фаворитом становятся разнообразные прятки: ребенок знакомится с понятием «часть и целое», «внутри и снаружи», и, как ни удивительно, с идеей смертности. Хотя до головы это все дойдет гораздо позже, через тело мы осваиваем границы и направления. Всевозможные «ку-ку» до полной потери сознания, залезания в коробки и ящики, напяливания на голову наволочки и прочее, и прочее. Кроме того, в этих играх мы учим ребенка терпеть, ждать, затаиваться, задерживать произвольно дыхание, справляться со страхом. Если вам уже невыносимо скучно – позовите любого старшего ребенка, будет веселее.

4.Игры с водой. Не обучение подводному плаванию в бассейне с инструктором, а «посадить в ванну, дать тазик с водой побольше и кружечку поменьше». Хоть по пять раз за день. Что при этом мы получаем? Представление о разных физических состояниях материи, объемы, «сухо-мокро», «тепло-холодно», «было – исчезло» (это когда вся водичка убежала в сток). Сосуды лучше давать пластиковые, они не так противно гремят, и нет опасности отколоть кусочек эмали (и съесть её сразу же). В воду можно класть любые тонущие наполнители, от фасоли до прозрачных камушков, губки, маленькие и большие клизмочки. От игр в ванной, когда ребенок погружен в воду, это отличается большей безопасностью, нет риска, что ребенок поскользнется и захлебнется.

5.Возиться с грязью. Это ни с чем не сравнимое наслаждение, жаль, что в современном мире оно стало практически недоступной роскошью. Вы знаете, что есть даже специальные психотерапевтические техники, использующие грязь (сильно разведенный водой песок или глина), для лечения, допустим, экзем и дерматитов? А также фобий и тревожностей. Стимулируем огромное количество активных зон на ладошках и ступнях, учим не бояться запачкаться, прививаем любовь к творчеству. Кроме того, это хорошая профилактика игр с калом. Зачем лезть в горшок, когда есть такая прекрасная грязь!

6.Карабканье и цепляние. Залезаем на папу, падаем с дивана, карабкаемся на ступеньки крыльца, висим на одной руке и так далее. Что развиваем? Чувство равновесия, вестибулярный аппарат (снова – будущие успехи в математике и физике), чувство базового доверия к миру, к себе и лично к вам, которая стоит и подстраховывает сзади. Только надо именно страховать, а не подталкивать и не переставлять самим ручки-ножки. Умение повернуться спиной и самостоятельно сползти с дивана. Чувство опоры в жизни, умение стоять на своих ногах, успех в карьере – это вот оно. С другой стороны, хочу предостеречь вас от излишнего рвения в этих упражнениях. Часто вижу на детских площадках, как малыш уже рыдает от страха, а родитель (чаще папа) снизу побуждает его лезть дальше и выше. Так вы не научите его преодолевать себя, а только зафиксируете чувство опасности, остановите его инициативность. Пусть лезет так высоко, как может.

7.Разнообразные подбрасывания, подкидывания, раскачивания вниз головой, качания на ноге – в исполнении родителей. Что тренируем? Владение телом, чувство привязанности, опять же – базовое доверие, координацию во всех смыслах. Будущее взаимодействие с партнером, быстрый контакт, чувство близости. Восторг и полет – ну, вы понимаете, к чему я веду. Здоровая сексуальная жизнь с надежным и поддерживающим партнером.

Как мы видим, в незатейливых и привычных играх с малышом можно заложить и отработать важнейшие жизненные навыки. И, поверьте, это сейчас гораздо более актуально, чем любой иностранный язык. Играйте!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *