Школа приемных родителей (ШПР) – молодое «образовательное» учреждение в России. Обучение в ШПР стало обязательным требованием для принятия в семью ребенка с 1 сентября 2012 года. Но уже за это время обучение помогло тысячам взрослым усыновить малышей и подростков.

Чему учат в школе приемных родителей, почему эти занятия столь необходимы, насколько они могут влиять на решение усыновить ребенка или нет. Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала Ирина Гарбузенко, психолог-консультант, ведущая ШПР в Институте развития семейного устройства под руководством Людмилы Петрановской, в Московском центре непрерывного образования взрослых «На Раушской», а также приемная мама пятерых детей.

post-215185-1312663051_670_auto

Иллюстрация socped.umi.ru

Что такое ШПР

Школа — это занятия, на которых родителей готовят к тому, чтобы они взяли ребенка в семью. К тому времени, как ШПР стали обязательными, уже появилось сообщество приемных родителей, которые усыновляли детей и обращались за советами, за помощью к психологам. Это, на самом деле, замечательно. Плохо, когда приемные родители приводят ребенка, говоря, что «мы его взяли, а он оказался плохой, заберите его обратно».

Чтобы иметь возможность регулировать все эти процессы, стали писать программу для ШПР. Для этого привлекали специалистов столичного Детского дома № 19, давно, еще с 1990-х, занимающихся патронатным воспитанием и сопровождением приемных семей. Было собрано очень много материала. И план занятий, который есть в нашей школе, пересекается с подобными проектами в других странах. Действительно, темы усыновления в разных государствах ставят перед обществом много схожих вопросов.

Темы обсуждения в ШПР

1. Вводное занятие, знакомство
2. Страхи и ожидания от усыновления
3. Мотивация к приему ребенка в семью
4. Юридические вопросы
5. Возрастные особенности развития детей и роль привязанности в формировании личности, ч.1
6. Возрастные особенности развития детей и роль привязанности в формировании личности, ч.2
7. Травмы привязанности и их влияние на развитие ребенка, ч. 1 и 2
8. Медицинские особенности развития детей, находящихся в учреждениях
9. Встреча с приемными семьями, реабилитация ребенка в семье.
10. Адаптация ребенка и семьи
11. Поиск ребенка
12. Тайна и правда усыновления, отношения с кровной семьей
13. Трудное поведение. Завершающее занятие

Наиболее острые темы: что такое привязанность в жизни ребенка и взрослого, семья как система, трудное поведение, адаптация. Все эти темы написаны буквально кровью, я не преувеличиваю. Ведь апробация шла и идет на живых людях. Тем более, что в России нет социальной службы сопровождения — ни кровных родителей, ни семей, оказавшихся в сложной ситуации. То есть приемные родители сами должны быть суперспециалистами во всем, вплоть до медицинских вопросов. А еще у нас очень непростая юридическая ситуация. Во всех договорах написано: «приемный родитель обязан», «приемный родитель должен». Нигде не прописаны права приемного родителя: что он имеет право обращаться куда-то или получать какую-то помощь, к примеру. Именно поэтому мы начинаем готовить будущих приемных родителей так, как будто они полетят в космос. Они должны быть готовыми к очень разным ситуациям.

20131007-1806431

Ирина Гарбузенко

Готов ли человек стать приемным родителем

В ШПР мы с самого начала говорим про мотивацию. Зачем человек пришел? Первые занятия посвящены тому, чтобы будущий приемный родитель сам разобрался в себе, нужно ли ему это? Безусловно, такого прямого вопроса мы не задаем, а проводим специальные занятия. Участники группы рассказывают о себе, вспоминают детство, выполняют различные упражнения. Взрослые должны убедиться, что их желание усыновить ребенка – серьезное. Что это осмысленное решение взрослого человека, а не просто стремление к «полноценной» семье «как у всех» или спонтанное желание «поиграть» в ребенка, как в куклу.

Мечты приемных родителей нередко сводятся к такой красивой картинке: мы хотим взять маленькую трогательную девочку, которая сразу всех полюбит и в семье все будет хорошо. Но чаще всего такой идиллии не получается.

Страхи будущих мам и пап

Страхи касаются того, что приемный ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. А еще будущие папа и мама часто настроены так, что уже заранее не хотят общаться с кровными родственниками приемного ребенка. Но так поступать ни в коем случае нельзя, ведь родственники — неотъемлемая часть жизни ребенка. И часто нельзя усыновить, а тем более взять под опеку мальчика или девочку, полностью отказавшись от общения с его родными.

Именно этот вопрос часто становится решающим для принятия решения об усыновлении. Он становится даже важнее медицинской темы – здоровья ребенка. Мы объясняем права и обязанности детей, говорим, какие ситуации могут возникнуть в общении с кровными родственниками, ведь почти все дети в детских домах- социальные сироты.Что касается наследственности и возможных заболеваний на генетическом уровне, то мы часто задаем вопрос: а все ли вы узнавали родословные своих будущих мужей и жен перед тем как жениться? Допытывались ли, есть ли в роду алкоголики? Вряд ли.

Также надо понимать, что в социальных учреждениях чаще всего оказываются дети из неблагополучных семей. Поэтому заранее настраивать себя на то, что вы усыновите только отличника и полностью здорового ребенка, не стоит.

«Подберите мне ребенка»

Люди нередко приходят с установкой «подберите мне ребенка». Но мы не магазин по подбору девочек и мальчиков. Во всем мире действует парадигма — подобрать семью под ребенка, а не ребенка под семью. И не надо пытаться переделать ее.

Мы никогда не сможем предугадать будущее. Да, мы способны в чем-то предостеречь, что-то посоветовать, однако события часто развиваются непредсказуемо. У нас был пример мамы, которая хотела взять маленькую девочку, и девочку нашли, но в итоге она взяла мальчика подростка. Нельзя руководствоваться штампами, что не надо давать одинокой маме мальчика-подростка или пожилой женщине — маленького ребенка. Все очень индивидуально.

А бывает, люди приходят и говорят, что согласны взять любого ребенка, даже инвалида. Через некоторое время приводят его обратно и признаются, что не справляются…

Конверсия усыновления

В среднем 30 % участников всей группы в итоге усыновляют детей. И это — хорошая цифра. Очень интересно наблюдать за каждым новым «коллективом». У кого-то из будущих приемных родителей после того, как они приходят в ШПР и начинают посещать занятия, рождается свой, кровный ребенок. Это объясняется тем, что они перестают так сильно зацикливаться на проблеме бездетности, на том, чтобы родить собственного малыша. И отпускают ситуацию. А дети любят появляться неожиданно.

Бывает, кто-то из родителей в группе говорит, что на занятиях они вдруг поняли: приемный ребенок им не нужен, у них и так все хорошо. Это тоже нормально. Лучше понять и принять это до того, как возьмешь малыша, а потом сдашь его обратно. Для ребенка это – страшная травма.

Многие из приемных родителей становятся волонтерами. Ездят в детские дома, привозят детские вещи, оказывают любую посильную помощь. Особенно эта помощь нужна деткам с инвалидностью. Очень редки случаи, когда люди, занимавшиеся в ШПР, уходят и больше никак себя не проявляют.

О выгорании

Нередко случается, что у приемной мамы, когда она уже усыновила ребенка, наступает депрессия. Женщине начинает казаться, что ее ребенок — плохой. Мама ведет ребенка к психологу. А психолог понимает, что на самом-то деле все хорошо. Ребенок вполне нормально себя ведет, развивается, устанавливает привязанность. Просто у мамы наступило эмоциональное выгорание.

И в этом случае важно, чтобы с психологом сначала пообщалась мама. Иначе получится, что ребенок очень быстро привыкнет к психологу, ему понравится, что с ним разговаривают, его слушают, с ним играют. А контакт с мамой установлен не будет. В итоге малыш привязывается не к маме, а к специалисту.

То есть, сначала маме необходимо самой поработать с психологом и научиться тому, как общаться с сыном или дочкой. Это мое личное мнение.

О социуме

На приемных родителей очень давит социум. Помимо выстраиваний отношений с ребенком надо научиться общаться с соседями, воспитателями и учителями, родителями других детей… При этом приемные родители должны защищать детей. А нам, наоборот, кажется, что это наши приемные дети виноваты в том, что они плохо учатся или не слушаются старших.

И в итоге мама выслушивает нарекания, к примеру, учителя, а затем срывается на ребенке. А надо знать свои права и уметь разговаривать с чиновниками, с органами власти. Мы же боимся быть неидеальными. Но ведь на самом деле никакому ребенку не нужна идеальная мать! Ему просто нужна материнская любовь.

Как выбрать ШПР

Считается, что каждая группа в школе подбирается на небесах. Существует мнение, что группа – это дети, которые пришли за родителями. Это помогает нам почувствовать, что чувствуют дети, когда они приходят в новую семью.

Чаще всего люди выбирают ШПР по советам знакомых, друзей. Однако выбрать школу – не самое важное. Важно прийти на занятия, расслабиться и отдаться процессу, не сопротивляться. На это будет тратиться очень много сил. Но в итоге вы получите необходимые знания, найдете новых друзей, а главное – усыновите малыша, о чем и мечтали.

Правила обучения (в школах, где преподает Ирина)

• Не осуждать друг друга
• Не давать советов, если человек тебя об этом не просит
• Обязательно делиться чувствами
• Не выносить ничего из группы, о чем говорили на занятиях

Беседовала Валерия Полежаева

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *