wm388582tt
Фото parabebes.com

Что такое фазы развития ребенка и что такое обнуление, происходящее при усыновлении ребенка?

Чтобы отличать проблемы, которые возникли у ребенка в связи с пребыванием в детском доме, от других возрастных проблем, нужно сначала поговорить про так называемую «норму». Понимание этапов, фаз развития детей позволит нам определить, на какой фазе сейчас находится ребенок и насколько он отстает или не отстает от «нормы» в его возрасте.

Для этого, во-первых, мы должны учесть, что дети примерно лет до десяти – это биологические существа. Их поведение сильно обусловлено биологией, физиологией и средой обитания в ее физическом смысле. Второй важный момент – дети откликаются на то, что вокруг них, гораздо в большей степени, чем взрослые. Поэтому в первую очередь нужно исходить из их физического состояния.

Итак, первая, или нулевая фаза – это ребенок сразу после рождения. Внутри утробы ребенок является одним целым с матерью, в том числе психически. Это фаза слияния. Потом ребенок рождается, пуповина обрезается, и ребенок начинает самостоятельное существование как отдельный организм. С этого момента его психика начинает развиваться как психика отдельного человека. Те, у кого есть дети, знают, что происходит на этой первой стадии, которая длится в норме примерно до 1,5 лет. В этот период ребенку кажется, что он есть Бог. Вообще все наши фантазии о всемогуществе берут начало именно на этой стадии. Он не осознает внешний мир как отдельный от себя, ему кажется, что его желания выполняются, потому что ему это нужно.

Желание появляется и сразу же исполняется: он проголодался, захныкал и появилась пища, при этом он не прилагал для этого никаких усилий; ему стало мокро, он снова захныкал и мокрое сменилось сухим. Этот период в некоторых источниках называется фазой нормального аутизма и длится примерно до 4 месяцев. Хотя нам кажется, что ребенок улыбается нам, на самом деле, он улыбается не нам, а своим внутренним процессам, или же он улыбается всему, что хотя бы отчасти похоже на человеческое лицо, чтобы его очаровать и тем самым обеспечить заботу о себе. Это встроенная программа, не зависящая от того, насколько вы любите ребенка. Примерно после 4-х месяцев ребенок начинает отличать маму, к 8-ми месяцам он отчетливо отличает «своих» от «чужих», и от фазы полного всемогущества он двигается в направлении осознания, что он маленький и слабый.

На первой фазе ребенок полностью зависит от родителей. Покинутый всеми новорожденный ребенок проживет около суток, хотя были прецеденты во время чрезвычайных ситуаций, когда младенцы выживали даже после 11 суток. Однако, чем меньше младенец, тем меньше он может прожить без должного ухода.

К полутора годам это уже ходячий, говорящий, порой хулиганистый человечек. В норме, хотя ее наблюдают редко, но это все же остается нормой – начинается фаза так называемой сепарации. В этот периода у ребенка появляются собственные желания, которые конфликтуют с нормами и правилами семьи. И появляются правила, которые ребенку не нравятся: приучение к горшку, приучение к порядку, к еде столовыми приборами. Ребенок протестует, ведь он помнит то время, когда все его желания исполнялись в тот же момент, как появлялись, и это при полном отсутствии критики, теперь же появляются ограничения.

Ребенок недоволен происходящим, поэтому от 1,5 до 3-х лет его нормальное состояние – перманентная истерика: «хочу-не хочу», «дайте-уберите», «пойду-не пойду», «мыться не буду», «есть не буду». Этот период очень непрост, мамы чувствуют себя в отчаянии, папы чувствуют уязвимость своей власти. Кроме этого, отдельный момент – это то, что для этого возраста нормальны запоры, потому что акт дефекации это единственное, что ребенок пока может контролировать, это единственное, что он может не отдать вам и хоть как-то заявить о своем протесте. Задача фазы сепарации – с одной стороны, не подавить ребенка слишком сильно, грубо говоря, не «забить» его. Это часто случается в семьях, не очень чутких эмоционально, где не принято разговаривать, но соблюдаются традиции, например, «в нашей семье слушаются бабушку». В этой ситуации у ребенка нет никакой возможности не слушаться. Если в этот период ребенка сильно задавить, то он становится робким и безынициативным. При неправильном прохождении этой фазы мы потом увидим ребенка с отключенными желаниями и без энергии, но это будет не очень скоро. Другая крайность, например, когда одинокая мама, у которой нет сил бороться, пускает все на самотёк. Но такая ситуация делает все существование ребенка небезопасным, потому что тогда не выполнена задача родителей – устанавливать рамки и удерживать ребенка от его бесконтрольных импульсов. В обстановке, когда ответственность на взрослых, ребенок может расти и развиваться, а в обстановке, когда контроль у самого ребенка, у него начинает расти тревога, и вместо того, чтобы расти, развиваться и умнеть, у него все силы уходят на борьбу с собой. Поэтому не будем забывать, что основная задача родителей – предоставить ребенку условия для роста и развития.

Итак, подведем итоги:

задача этапа слияния – дать ребенку представление об абсолютной заботе, на этом этапе формируется доверие к миру. Мы носим ребенка на руках, мы его утешаем, кормим и не критикуем.

На этапе сепарационной фазы мы его тормозим, останавливаем, вводим рамки, даем ему понять, что мы за него отвечаем, контроль у нас. Трудно удерживать баланс между любовью и властью, особенно тем, у кого эта проблема не решена для самих себя.

Следующая стадия развития — эдипова стадия

При благополучном прохождении этих фаз ребенок вступает в волшебную, бурную фазу романтической любви, когда мальчик влюбляется в маму, а девочка – в папу. При этом мальчик может стать неприятным с папой и очень галантным с мамой. Задача этой фазы сложная – нужно дать понять ребенку, что родители – это уже пара, пара же ребенка – в саду, в школе, когда он вырастет. У него будет своя жена – это должно быть произнесено. Если ребенок спал с родителями, то это хороший повод переложить его в отдельную кровать. Конечно, это встречает очень много сопротивления, но сделать это необходимо.

Самый сложный случай психоза у мужчин наблюдается в том случае, если он в детстве вытеснил отца. Например, если мальчика оставляют спать в постели с мамой, потому что он маленький, потому что писается, плачет, а папа идет спать в другую комнату. Последствиями являются тяжелейшие нарушения психики, поэтому с 3-х лет дети должны спать в своей кровати.

Если они не хотят этого делать, в причинах нужно разбираться. Мальчику достаточно потерпеть поражение от отца и все равно можно остаться влюбленным в маму. При этом он автоматически разворачивается в сторону сверстниц. А девочка должна проделать двойную работу: она должна идентифицироваться с матерью, то есть осознать себя как женщину, и в то же время потерпеть от нее поражение. Поэтому у девочек эта стадия проходит более напряженно и бурно.

После того, как заканчивается эта фаза, начинается довольно длительный спокойный латентный период, длящийся до подросткового возраста.

Однако если раньше подростковый возраст начинался примерно с 12 лет, то сейчас иногда мы можем наблюдать его уже с 9 лет.

Что такое «фиксация в возрасте травмы»?

Когда ребенок попадает в травмирующую ситуацию (например, болезнь матери, переезд, рождение нового ребенка), его развитие на время тормозится, замораживается. Если стресс длительный, может произойти грубое отставание в развитии. То есть поражения мозга или нервной системы нет, а развитие отстает на 1-2 года. При этом 6-летний ребенок по развитию может быть как 4-летний. Интеллект при этом не страдает, а психическое развитие остановилось. В таком случае говорят, что произошла «фиксация на возрасте травмы». Например, если поначалу ребенок был в кровной семье до 2,5 лет и в этом возрасте его изъяли, то даже в 6 лет он все равно как будто двухлетка.

У меня на приеме был 11-летний мальчик, который вел себя так, как будто ему чуть за 6, при этом интеллект совершенно в порядке. А потом мама рассказала, что когда ему было 7 лет, у него на глазах похитили отца и с тех пор он его не видел.

Чем раньше произошла травма, обрыв связи, тем ее лучше видно. Если ребенка изъяли из семьи в подростковом возрасте, мы увидим посттравматический стресс, но у него не будет задержки в развитии. А вот если ребенок был изъят в младенчестве или в раннем детстве, это очень заметно. И важно понимать, что это «заморозка», а не повреждение; не дефект, как при внутриутробном повреждении, при органическом поражении мозга.

Когда ребенок начинает «размораживаться» в приемной семье, это происходит с той же цифры: например, в 2,5 года прервалось развитие, 2 года он был в интернате, мы его взяли 2-х летнего и с этого момента мы начинаем новый отсчет.

Что касается обнуления счетчика, это случается со всеми, а не только с приемными детьми.

Все люди при вступлении в любые новые отношения проходят те же стадии развития, что и новорожденный младенец: слияние, сепарация, принятие. Если вы вспомните свои влюбленности во взрослом возрасте, новую работу, переезд в другую страну – любое вхождение в новую среду и новую ситуацию – то заметите, что сначала всегда происходит слияние. Например, в начале романтических отношений говорят: «у нас все общее», «мы понимаем друг друга с полуслова».

А ведь когда за новорожденным ребенком ухаживает мама, она же угадывает, что ему нужно. Она методом проб и ошибок учится понимать, что нужно ребенку, по набору невнятных сигналов. Отсюда наша фантазия, что если человека любишь, то знаешь, что ему нужно, без слов.

Как только ребенок попадает в приемную семью, тоже происходит слияние: только фантазии относительно друг друга, хочется все время быть вместе, глаз не отводить, рук не разжимать. И ребенок в этот момент часто сильно деградирует: начинает опять сосать палец, писаться. То есть вроде забираешь ребенка, который и к горшку был приучен, и ел сам, а приводишь домой, и оказывается, что у тебя на руках младенец.

Это нормальный процесс, он означает, что ребенок проходит необходимую фазу. Мы можем наблюдать, как это меняется: сначала он сосет палец, потом начинает спорить.

Бывает и так, что ребенку 10 лет, а он ведет себя как будто ему 2 года. Но, зная признаки этих фаз, можно определить, на какой стадии развития находится ребенок: например, он хватается за юбку, или постоянно говорит, что это он не оденет, или вы внезапно начинаете получать комплименты.

Признаком эдиповой стадии является то, что у ребенка появляются кошмары во сне. У младенцев и малышей нет кошмаров, они начинаются примерно лет в 5-6, когда появляется идея смерти. Мальчик хочет жениться на маме и мечтает о том, чтобы папа куда-то исчез, уехал, а лучше умер, но об этом он никому не может сказать, потому что это очень страшно. Кроме того, мальчик еще и очень любит папу, и от этого начинаются кошмары. В это время родители должны говорить, что они любят его; объяснять, что то, что происходит с ним, бывает со всеми мальчиками и он не будет наказан за эти мысли.

*Полную версию вебинара Катерины Дёминой «Взаимная адаптация ребенка и семьи» можно посмотреть ЗДЕСЬ

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *