baby and father

Максиму 32 года, он работает менеджером в одной из столичных консалтинговых контор, получает приличную зарплату, строит дачу под Истрой и один воспитывает двоих детей. Бывшая жена – тоже менеджер, тоже неплохо зарабатывает, вкусно готовит и вредных привычек почти не имеет. Во время развода она пыталась отсудить 8-летнего Игоря и 4-летнюю Алену, но Максим убедил судью, что детей надо оставить с ним. Убедил по-честному: без взяток и связей. Он просто нанял хорошего адвоката с обширным европейским опытом по семейным тяжбам, а тот сделал свою работу. Так Максим стал одним из немногих российских отцов, которым удалось установить опеку над собственными детьми при разводе с нормальной, адекватной, непьющей мамой.

Отцам в России непросто. За закрытыми дверями, может, мужчины и руководят всеми семейными процессами, но закон почти никогда не бывает на их стороне. При разводе отцы априори виноваты во всем и почти всегда абсолютно бесправны. Они заслуживают только высоких алиментов и вовсе не заслуживают детей. По статистике, всего 7% судов об опеке заканчиваются в пользу папы. Папы, в отличие от мам, не могут ходить к ребенку в больницу во внеурочные часы; папам вообще почти ничего нельзя.

Максим – пока исключение, но таких отчаянных пап, готовых побороться за свои права, постепенно становится все больше. Появляются общественные организации и адвокаты, энтузиасты проводят специальные слеты для пап – «борцов». В Интернете уже есть масса соответствующих порталов и форумов. Ходят слухи, что скоро появится и бумажный журнал, похожий на десятки «мамских». Недавно даже в Думе заговорили о том, что папы у нас обездолены, и предложили расширить на них социальные пособия, в том числе и материнский капитал.

Если это произойдет (а исключать такого нельзя) – это будет бомба. До сих пор отцы имели право на материнские деньги, только если они становились вдовцами. Если же депутаты надумают, то на 400 000 рублей станут претендовать все мужчины, у которых двое и более детей – неважно от одной жены или от разных, от законной супруги или от девушки, которую единожды встретил на дискотеке. Социологи шутят, что если закон будет принят, в России резко сократится количество детей с прочерком в графе «отец». Мол, мужчины бросятся признавать отвергнутых ранее отпрысков: алименты по сравнению с материнским капиталом – сущий пустяк.

Но про отцовский капитал еще ничего толком неизвестно, а про отцовскую гордость – много чего. Отцу важно быть главой семьи – пусть номинально и символически, с миллионом оговорок и вообще в шутку. Но важно. По словам психолога Карины Ушаковой, это инстинкт и культурное наследие. Мужчине важно не столько командовать, сколько нести ответственность и быть опорой — в первую очередь, собственным детям. Но только о какой опоре и ответственности может идти речь, если мужчина априори во всем виновен, а детям, само собою, всегда лучше с матерью.

Father_and_son_learning_to_ride_a_bike!

29-летний Антон из Москвы приблизительно так и формулирует: «Как я могу почувствовать свою незаменимость и нужность в семье, если я всегда подсознательно понимаю, что главная ответственность за все – на матери, сокрушается он. — Мне остается только соглашаться со всем, что она говорит: потому что получается так, что по большому счету это ее дело». Дело в том, что жена Антона часто грозит ему тем, что «заберет детей и уедет к маме». Антон даже не очень воспринимает ее угрозы всерьез, но диспозиция ему понятна: есть он, а есть жена и дети, которые чуть что – сразу за порог, в отдельную жизнь.

«Кажется, что это ерунда, но на самом деле это достаточно серьезная проблема нашего общества, говорит социопсихолог Мирьям Рубинштейн. – Поколение за поколением наши папы чувствуют себя бесправными, безответственными и, в конечном счете, несчастными».

Мама – главный воспитатель. На родительское собрание – мама. Что кушать – знает мама. Как тепло одеться – и это тоже к маме. Поговорить с врачом – это мама. Собрать в школу – тоже она. Если на детский праздник приходит одинокий папа, все смотрят на него косо: то ли мама у них заболела, то ли поссорились.

Александр усыновил ребенка. «Вы даже представить себе не можете, каких усилий мне это стоило», — говорит он, и в очередной раз просит ни в коем случае не указывать ни его фамилию, ни город, где он живет. Право усыновить ребенка он купил. Когда он впервые пришел в опеку – навести справки – и сказал, что он одинокий мужчина и хочет усыновить ребенка, его подняли на смех.

«Почему-то когда незамужняя женщина мечтает о ребенке и пытается взять его из детского дома, все говорят, что она хочет спасти себя от одиночества, рассказывает Александр. – А когда речь заходит о мужчине, все сразу думают, что он либо псих, либо извращенец».

На самом деле Александр тоже спасался от одиночества. Ему 44 года, он прожил в браке с любимой женщиной почти 20 лет, но 6 лет назад она умерла от рака. Детей они так и не завели.

С тех пор у Александра было уже два романа, и сейчас он встречается с милой женщиной. Но он почти уверен, что ни к чему серьезному эти отношения не приведут. И в любом случае, его подруге – 42 года, и она вряд ли уже родит ему ребенка. Александру хочется семью, хочется любить, воспитывать, передавать опыт. Директор детского дома, которая помогла ему с усыновлением, — свела с нужными людьми, — прямо предлагала: «Женись хоть фиктивно, тогда вообще проблем не будет: женщине ребенка всегда доверят, мужику – вряд ли». Это, конечно, не правило и не закон. Но очень устойчивый стереотип.

Между тем в других странах такого катастрофического отцовского бесправия уже нет. На Западе мужчины выиграли борьбу против сексизма: в Штатах ребенок почти в 50% случаев после развода родителей остается с папой, в Великобритании каждый третий ребенок растет у отца, в Испании — двое, а то и трое из десяти.

«Мы часто жалуемся на наших русских мужчин, что они недостаточно мужественные. Но как они вообще могут такими стать, если мы отказываем им в основном праве – быть отцом, — говорит Мирьям Рубинштейн. – В нашем коллективном сознании папа – это тот, кто зарабатывает деньги и еще иногда страшно ругается».

На то, чтобы ситуация изменилась уйдут годы, а то и десятилетия, говорят эксперты.. И на самом деле изменить ее должны не мужчины, а женщины. Ведь действительно — предложение ввести отцовский капитал кажется нам забавным, хотя в нем нет совсем ничего смешного. И да: если мужчина хочет усыновить ребенка, это не значит, что он – ненормальный.

Прекрасный пример отца, усыновившего ребенка есть у нас в фонде – почитайте блог Даниила Новикова и сами убедитесь в том, какие прекрасные бывают папы!

А вообще, для того, чтобы усыновить ребенка, это не важно — мужчина вы или женщина, состоите ли в браке или нет, для всех есть одни и те же требования и порядок усыновления – все это перечислены в нашей инструкции.

tattoos_father_by_bloodjd-d5dizx3

 

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Наталья

    Очень странно, что отнятие детей у нормальной матери в данной статье посчитали достижением. Тем более , что дети маленькие, по-моему это чудовищно.

    5 марта 2021
  • Anita_1410

    Было очень грустно и обидно читать эту статью. Конечно, папы хотят воспитывать детей и у них тоже должны быть права, но что хорошего в том, что папа отсудил у нормальной мамы детей и оставил их жить у себя? Ведь папа должен много работать, а с кем останутся дети? Мама будет очень скучать по детям, они — по ней. Конечно, папа тоже должен принимать участие в воспитании детей, общаться с ними, но если уж так случилось, что семья распалась, дети должны остаться с мамой, если она конечно хорошая мать. Так определено природой. Мужчина в первую очередь добытчик, женщина в первую очередь мать и хозяйка. Мужчина занимается воспитанием детей по вечерам и в выходные дни. Мать обычно лучше чувствует ребенка, у нее большая привязанность к ребенку. Это естественно. И ничего плохого в этом нет. Так было всегда и это нормально. А вот мать, которая пропадает днем и ночью на работе, а отец сидит дома с ребенком — это как-то не очень правильно. Зачем менять роли, определенные для нас природой?
    К сожалению, я сама попала в такую жуткую ситуацию. Мой бывший муж отсудил у меня двоих детей. И теперь они живут с ним, а я «воскресная мама». Моего мнения и мнения моих детей никто не учитывал. В итоге и я и мои дети пережили огромный и жуткий стресс, зато папа чувствует себя победителем. Пока папа на работе, воспитанием детей занимается бабушка, а дети скучают по маме, нервничают, все чаще болеют. Да и я сколько плакала, сколько переживала, сколько стрессов и горя пережила, сколько дней не могла есть и спать, сколько времени и денег потратила на борьбу за детей. Еще надеюсь… прошло уже полтора года.
    Очень люблю ваш сайт, уважаю то, что вы делаете. Но пожалуйста, не пишите такие статьи. Конечно, пап надо уважать, надо разрешать им видится с детьми после работы, в выходные, надо учитывать их мнение при воспитании и обучении детей и т.д., но не надо отбирать у мамы детей! Это ужасно и для мамы и для детей. Только папы получают от этого удовольствие и самоутверждаются. Но ребенок это не то существо, за счет которого нужно самоутверждаться!
    То, о чем я пишу произошло здесь, в России. Также знаю такие случаи в Америке. Папам отдают детей. А дети и мамы страдают… потому что связь мамы и ребенка — это священно, это нельзя разрушать! Это важнее, по крайней мере лет до 12-16 чем связь ребенка с отцом. И мудрые отцы это понимают.

    1 июля 2015