Ferdinand_Georg_Waldmüller_003

Глава столичного департамента соцзащиты населения Владимир Петросян констатировал большое число возвратов детей из приемных семей обратно в интернаты. Речь идет о 150 усыновленных детях, которых возвратили в детские дома в прошлом году. По словам чиновника, «на протяжении нескольких лет остается стабильным возврат детей в организации». Также Петросян добавил, что органам социальной защиты населения нужно улучшить работу по сопровождению семей. Иными словами с будущими родителями должны работать социальные психологи, педагоги.

Глава БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает, что в реальном мире возвраты будут всегда.

«Другое дело, что ребенок в этом случае является жертвой. Есть некая иллюзия того, что воспитывать своего и приемного ребенка одно и то же. Сироты имеют серьезный жизненный опыт, у них сформирован свой характер, психология. И многие родители переоценивают свои возможности. Но важно понимать, что ряд возвратов связан с естественными ситуациями. Например смерть опекуна или ребенок сам не хочет воспитываться в семье. Что касается обязательной подготовки будущих усыновителей, то на эту систему грешить не стоит. Возвраты могут быть в случаях, когда ребенка взяли 7-10 лет назад. Здесь тоже есть психологические нюансы: ребенка берут в раннем возрасте, и когда он становится подростком, то начинаются проблемы. С кровными детьми в подростковом возрасте непросто, а представьте, каково с приемным. В ситуации с отказами важно качественное сопровождение. Здесь я согласна с главой соцдепартамента Москвы», — считает она.

Президент Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова подчеркивает, что подобная статистика является последствием масштабной кампании по устройству сирот в семьи.

«После принятия «закона Димы Яковлева» государство стало пытаться форсировано решать проблему сиротства. Детей начали отдавать активнее в семьи, но никто не думал о последствиях. Возврат ребенка в детдом влечет за собой серьезную психологическую травму. Родители должны быть хорошо подготовлены к тому, чтобы взять приемного ребенка. Даже если речь идет о совсем маленьких детях. Вдвойне сложно, когда в семье проживают кровные дети. Конфликт может развиваться до такой степени, что родители просто вынуждены вернуть ребенка в интернат. Второй момент: детей начали раздавать практически всем, суля при этом большие пособия и квартиры в Москве. Вероятность проявление корысти со стороны некоторых граждан велика. Берут ребенка, получают квартиру, потом не справляются с воспитанием, и происходит возврат», — заявила Марова.

Эксперт в области сиротства Александр Гезалов напомнил, что существует проблема качественного подбора семей и будущих родителей.

«Часто родитель сам делает выбор, без участия специалиста, который может качественно изучить и ребенка и будущих родителей. Это же залог успеха: чем больше знаний о семье, тем выше качество супервизии. Для этого нужно вернуться к опыту работы 19-го детского дома, когда был подбор по психотипу обоих объектов контакта, и дальнейшая супервизия и сопровождение. Нужно убрать эмоциональный посыл, а включить системный ключ —специалист решает какого ребенка кому отдать. Прекрасный опыт мы можем наблюдать у Марии Терновской и ее команды. Подобная практика дает качественный результат. Одного знакомства с ребенком мало. А пока что: родители взяли — не справились —вернули», заключил общественник.

Как правило, в числе наиболее распространенных причин — непонимание того, что усыновленные дети — особенные, поскольку пережили сильную травму, расставшись с родными родителями. В дальнейшем это ведет к нарушениям в эмоциональном плане, что впоследствии гасит интеллект, их познавательную активность. Многие приемные родители не представляют себе этой проблемы. Они воспринимают усыновленного ребенка как обычного, что он на самом деле чувствует для них непонятно. Поэтому часто неадекватное поведение ребенка вызывает шок. Но почему он себя так вообще ведет, сам ребенок никогда не сможет объяснить.

В то же время, с 2008 года в России активизировали работу по сопровождению приемных семей. Сегодня в России активное развитие получали разнообразные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. И в связи с этим начался процесс перепрофилирования детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные центры и службы по устройству и сопровождению детей и приемных семей. Основные направления социально-педагогической работы в образовательных учреждениях определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, ближайших родственников.

 

Материалы по теме:

3 коммент. к записи “Количество возвратов детей из приемных семей остается стабильно большим

  1. с приёмных семей возвращаются единицы и то в крайних случаях…а вот бабульки, дедульки, тётушки возвращают их не задумываясь…пока нет проблем, то можно деньги пополучать, а как появляются-так и ребёнок не нужен становится….а поклёп, как всегда, на приёмные семьи…

  2. Сколько % детей возвращается в детдом по их желанию, а не по желанию приемных родителей?

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *