Елена Прудникова, семейный психолог, специалист по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, президент благотворительного фонда «Путь домой», руководитель ООО «Психологический центр Елены Прудниковой» сейчас готовит документы, чтобы взять под опеку 15-летнюю воспитанницу столичного детского дома. Она рассказала нашему корреспонденту, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, и что ей советуют опытные приемные мамы.

DSC04179

«С Викой у нас сложились удивительно хорошие отношения»

Я давно работаю с детьми из детских домов. В 2013 году мы открыли благотворительный фонд «Путь домой», название говорит само за себя. Дети должны жить в семье. Один из проектов нашего фонда — это адаптация детей к жизни после детского дома.

Вика – одна из воспитанниц детдома, занималась у меня с 13 лет. И несмотря на то, что характер у нее непростой — она и вспылить может, и смело пойти против системы, отстаивая свое мнение — со мной у нее сложились удивительно хорошие отношения. В итоге, я решила оформить «гостевой режим» и забирать Вику к нам на выходные, праздничные и каникулярные дни. Муж меня в этом решении поддержал. Сама, давно работая с воспитанниками и выпускниками детских домов знаю, что лучше всего ребенок адаптируется в семье.

Что сказать про Вику? В детском доме ее считают самым сложным и проблемным ребенком. Когда мы решили взять ее для начала на «гостевой режим», я предупредила своего мужа, что это девочка может быть грубой, резкой, даже матом ругаться, если ей что-то не понравится. Хотя со мной она никогда так не разговаривала, но я знала, что в детском доме и в школе она себе это позволяла. Ну и я не была столь наивна, чтобы думать, что с нами этого никогда не произойдет. Учитывая, что общения с ней за пределами детского дома у меня не было, я не могла предсказать, как это будет.

В тот же период мы с мужем решили завести собаку, поэтому был хороший повод познакомить Вику и моего мужа Дениса на нейтральной территории за каким-то общим занятием. И мы поехали в питомник выбирать собаку. Денис и Вика достаточно быстро нашли общий язык, мы весь день провели вместе, общались, гуляли, в общем, нам было очень комфортно и легко. Так у нас появилось сразу два новых члена семьи.

 

«Мы оказались первыми, кто помог ей делать домашнее задание»

Когда брали Вику на выходные, делали с ней домашнее задание. После этого в первые дни недели в школе она получала «четверки» и «пятерки». Но без нас — в детдоме — уроки не делала, ей ставили «двойки», она прогуливала занятия. В субботу и воскресенье приезжала к нам и снова делала уроки, за которые в понедельник-вторник ей ставили хорошие отметки. А потом все повторялось снова.

Я стала объяснять ей, что девятый класс надо окончить, надо заниматься. Все новогодние каникулы она провела с нами, решала задачи, много читала. Призналась, что мы — первые люди, которые убедили ее делать уроки, сидели с ней рядом и все объясняли. Теперь, когда она почувствовала к себе любовь, заботу и внимание, ей самой захотелось учиться. Сразу скажу, что не все так легко и прекрасно, как я описываю, для нее это тяжелейшая работа, это очень сложно, даже просто не пропускать школу, не говоря уже о том, чтобы делать уроки ежедневно. Но для этих детей мотивацией может быть ваше неравнодушие, ваше участие в их жизни, их любовь и привязанность к вам. Ради этого они готовы на многое. Мы до сих пор за каждый прогул устраиваем разбор полетов, я периодически езжу в детский дом и делаю с ней уроки.

“Директор сказала нам: «Вы — самоубийцы!».

20131231_235030

Решение оформить приемную семью и забрать Вику к нам, было для нас очень сложным. Эта мысль возникла во время новогодних каникул, она провела у нас 15 дней. Нам было вместе хорошо и комфортно, кроме того, что мы ходили на каток, смотрели фильмы, общались, готовили вместе еду и многое другое, мы еще начали изучать математику с 5-го класса, так как у Вики в этом году ГИА, а математика самый сложный предмет для нее.

Зная ее нелюбовь к чтению, курс литературы мы изучали по фильмам. Увлекаясь сюжетом, она запоминала и фамилии героев, и сюжет, а потом мы уже с точки зрения школьной программы разбирали характеры героев, время, в которое это происходило, основную идею и многое другое.

Так пролетело 15 дней, передо мной уже была не озлобленная девочка из детского дома, а милый домашний ребенок. Когда мы прощались с ней у детского дома, она стояла с этими своими чемоданами, махала нам на прощание, у меня было ощущение, что я оставляю своего ребенка в детском доме, настолько она мне стала родной за это время. Всю обратную дорогу я проревела, ну и мы с мужем приняли решение забрать Вику в нашу семью.

В решении взять Вику в семью нас неожиданно поддержали наши родители и близкие родственники. Друзья отреагировали по-разному. Кто-то искренне порадовался, а кто-то прямо сказал, что мы совершаем ошибку. Мол, зачем брать 15-летнюю девочку, уж лучше взять маленького ребенка, а еще лучше родить своего.

«Вы — самоубийцы! Вы не справитесь с Викой, испортите себе жизнь!»- так сказала нам директор детского дома. Она уверяет, что мы берем какого-то монстра. Но у нас есть с этой девочкой эмоциональная привязанность, мы уже не чужие люди, нам хорошо вместе.

Получается, что в Вике два разных человека: озлобленная воспитанница детдома, которой приходится постоянно защищаться, и послушная девочка в нашей семье, которой нравится внимание и забота с нашей стороны. Именно такой, я надеюсь, Вика станет, когда насовсем покинет детский дом.

Первые дни дома

Когда Вика пришла к нам в первый раз, она вела себя скромно, правда и сейчас, спустя несколько месяцев, ведет себя также. Мы рассказали ей, что делим обязанности по дому пополам. К примеру, один готовит, другой моет посуду. И она сразу все поняла. Помогала мне с готовкой, а после еще и посуду мыла.

С Денисом Вика сразу нашла общий язык. Денис для нее авторитет, если со мной можно покапризничать, не желая делать уроки, то с ним нет. Идет и делает. Она его очень уважает, он всегда может ей помочь с уроками, там, где я просто ничего не вспомню за 9-й класс, он все объяснит и расскажет, поможет решить задачи по математике и физике, в общем, незаменимый человек (смеется).

«Менялась и Вика, менялись и мы»

За последнее время Вика стала намного спокойнее. В школе у нее тоже заметные достижения: в первой четверти было девять двоек, а во второй – шесть плюс две четверки. Это звучит, наверное, ужасно. Но я считаю, что это — ее прогресс. Вика стала заниматься, она стремится нагнать одноклассников. Сейчас я веду настоящую борьбу, чтобы она не прогуливала занятия, многие люди начинают утро с социальных сетей, а я с электронного дневника. Объясняю ей, что она сама выберет себе профессию. Мы не будем мешать ее выбору. Но для этого необходимо хорошо учиться.

Я тоже изменилась. У меня выработалось невиданное до сих пор терпение. Я вообще не очень-то терпеливая, своих детей у нас нет, поэтому нет такого опыта. Но с Викой я веду себя очень спокойно и ровно, все ей объясняю, держу себя в руках, хотя, казалось бы, давно должна перейти на крик (смеется). Я люблю ее как свою дочку, все ей прощаю, сама удивляюсь тому, что стала терпимой. И все наши конфликты только на одну тему – это учеба. В остальном все хорошо.

Советы опытных приемных родителей

20131231_235033

Я общаюсь с такими известными и опытными приемными родителями, как Наталья Городиская и Мария Львова-Белова. Это две прекрасные молодые девушки, красивые, умные, с огромными сердцами, которые воспитывают и своих кровных детей, и приемных. Я с ними всегда советуюсь в воспитании приемных детей. Несмотря на то, что я психолог, и сама работаю с детьми в детских домах, стать приемным родителем – это совсем другое. Теории здесь недостаточно. По крайней мере, мне.

Мне нужны живые истории приемных родителей, я их прочитала уже очень много, и, консультируя приемные семьи, тоже много знаю и слышала. Но когда в твою семью приходит ребенок из детского дома, тебе нужна поддержка и советы тех, кто через это прошел. Потому что приемный родитель – это великий креативщик! Что только мы не придумываем, чтобы замотивировать, направить, научить, заставить выучить и так далее.

Маша Львова-Белова мне сказала: «Если чувствуешь в себе силы – бери! Легко не будет, но будет очень интересно!». Наташа Городиская сказала то же самое, плюс: «Мы с тобой! Каску и бронежилет вышлем!»

Мне бы не хотелось сейчас много говорить о приемной семье, о том, что и как, мы надеемся, будет, об этом я напишу позже в следующей статье, когда мы поживем какое-то время вместе. Сейчас хочу сказать вот что: давайте открывать свои сердца детям из детских домов! Пусть вы не заберете его навсегда, а он будет приезжать к вам на выходные дни, праздники, каникулы.

Это очень хороший опыт для ребенка, шанс измениться, увидеть другую жизнь, увидеть модель семьи, кто какие обязанности выполняет, как люди общаются между собой. Научиться элементарным бытовым навыкам: приготовить еду, постирать, прибрать, вынести мусор, купить продукты. Всему этому не учат в детском доме, а в 18 лет ребята начинают самостоятельную жизнь, ничего не умея. Давайте поможем им стать самостоятельными, увидеть другую жизнь и научиться мечтать!

 

 

 

7 коммент. к записи “В детском доме Вику считают самым сложным и проблемным ребенком

  1. Бывает же такое! В два щелчка мыши перешла из контакта на этот сайт, а здесь до боли знакомые лица. Молодец, Лена! Уважаю и горжусь твоим поступком! Желаю терпения и веры в таком непростом начинании. Уверена, что твоему примеру последуют многие.

  2. Угу. Про мою тоже говорили, что монстр, что гублю своих детей, что она их задушит и т.п. Мол, агрессивная и неспособная к развитию, собачка без коры головного мозга. Ну-ну. Хорошо, что с первой уже проходили художественное чтение диагнозов , и со второй то же самое )))
    Девчонки суперские ))) дома стали ))) И Вам того же желаю.

  3. Елена, вы её не из детдома №59 забираете? Я пришла туда проконсультироваться, как заставить учиться своего оболтуса, который получил 4 двойки в четверти. А мне отвечают: «Тоже нашли проблему. Вот у нас есть девочка, у которой 9 двоек, и ничего, её забирают в семью».

    • Да, Ирина, из этого детского дома, и говорили вам о ней ). Но вам могу сказать, что это и правда проблема, и не нужно никого слушать, учебу надо подтягивать.

      • У меня проблемы в точности как у вас. Только мой не в 9 классе, а в 7. Давайте дружить и обмениваться опытом.

        • Ирина, с удовольствием! Тем более наш фонд оказывает бесплатную психологическую и юридическую помощь приемным семьям, так что пишите мне лично: elena@childtohome.ru

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *