На днях департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа выступил с неожиданной инициативой: существенно упростить усыновления детей коренными малочисленными народами. Было предложено разрешить кочевникам, не имеющим собственного жилья, брать под опеку и усыновлять детей собственных родственников. Таким образом региональные чиновники решили бороться с социальным сиротством в регионе. Общественники одобряют этот шаг и говорят, что «национальное усыновление» может стать популярным. Правда пока для него не существует законодательной базы.

91

Северные проблемы

Участники Общественного совета при департаменте образования ЯНАО отметили, что, несмотря на рост количества приемных семей в регионе, статистика лишения родительских прав остается неутешительной. Главная причина отъема детей – алкоголизм и пьянство, которым крайне подвержены коренные малочисленные народы севера. Для примера: доля аборигенного населения Ямала составляет всего около 7%, при этом из всех детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, почти 40% принадлежат к коренным северянам.

Руководитель исполнительного комитета Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Александр Нестеров считает, что «вся проблема в отсутствии постоянной регистрации у кочевых народов».

«Некоторые юридически прикрепляются к какому-то населенному пункту, но постоянно там не проживают. Таков их уклад жизни. Однако это не мешает им растить и воспитывать детей. Как правило, семьи у них большие, по 5-7 детей. В советское время чиновники органов образования летали на вертолетах по тундре и забирали детишек в интернаты, потому что никаких школ в тундре нет. Но дети часто сбегали обратно или за ними приезжали родители. Они в состоянии заботиться и о приемных детях. Так что инициативу ямальских властей я могу только приветствовать». – заявил он.

Часто у оставшихся без попечения родителей детей есть родственники, готовые их забрать. Однако проблема в том, что около половины коренных народов на Ямале ведут кочевой образ жизни, и, соответственно, не имеют постоянного жилья, что автоматически лишает их права на опеку или усыновление. По закону в перечень необходимых для усыновления или опеки ребенка документов входит выписка из домовой книги с места жительства или бумага, подтверждающая право собственности на жилое помещение.

«Национальное усыновление стало новым трендом. Это понятная и действенная мера. Какой смысл в усыновлении детей из Якутии питерскими семьями. Таким детям проще находиться в привычной атмосфере, в рамках традиционного уклада жизни. Это национальный, эмоциональный аспект. Мне кажется, что вслед за ЯНАО в дело должны включиться другие национальные автономии», — прокомментировал эксперт Общественной палаты РФ Александр Гезалов.

Так что идею снять административные барьеры на пути обретения ребенком семьи можно только поприветствовать, уж тем более, когда речь идет о передаче его родственникам. Каждый случай индивидуален, но даже самый комфортный детский дом проиграет бедному чуму из оленьих шкур, если ребенка там ждут родные и близкие. Однако в этом, в общем-то, неплохом предложении слишком много подводных камней, которые делают его малоосуществимым.

Правовые барьеры

Во-первых, подобные поправки в Семейный кодекс могут быть приняты лишь на федеральном уровне, что само по себе сложно технически. Скорее всего, инициативу сочтут противоречащей 19 статье Конституции, гарантирующей равенство прав и свобод гражданина независимо от его расы, национальности и происхождения. Ведь ямальские чиновники предлагают сделать исключение для северного коренного населения, а чем другие народы хуже.

Во-вторых, сегодня в российском законодательстве порядка определения национальности просто не существует. То есть юридически установить, является ли гражданин представителем малочисленного народа, невозможно. Совершенно не ясно, как органы опеки в такой ситуации будут разбираться, каких детей и кому отдавать в семью упрощенным порядком. Можно ориентироваться по чисто формальным внешним признакам, таким как знание языков коренных народов, но в таком случае чиновники вместо четкого соблюдения правил будут вынуждены принимать субъективные решения. А если нет конкретных норм, то с них не может быть никакого спроса. А значит, появляются дополнительные лазейки для коррупции в системы опеки.

К слову, уже много лет представители коренных малочисленных народов выступают за возвращение в паспорта графы «национальность», эта проблема не нова. По закону они имеют ряд льгот, касающихся оленеводства, рыболовства, охоты. У многих из них есть право на приоритетное поступление в вузы, право на бесплатное лекарственное обеспечение. Однако часто на деле из-за отсутствия в документах соответствующей отметки аборигены не всегда эти свои права могут реализовать, а у остальных появляются возможности для злоупотреблений.

Впрочем, если закрыть глаза на эти препоны, и представить ситуацию, в которой никто никого не обманывает, не вымогает, а есть только понимание и сочувствие, то никому от облегчения процедуры усыновления на Ямале хуже бы не стало. Сейчас очень много говорится о сохранении самобытности коренных народов, а в ситуации их массовой алкоголизации усыновление ненцами или селькупами своих ребятишек как раз бы этому способствовало. Выбор самих детей между детдомом и родной семьей тоже представляется однозначным. Другое дело, что одним лишь упрощением оформления документов проблему социального сиротства не решить. Ведь как бы ни росло число приемных семей, поток сирот при живых родителях в интернаты остается прежним.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *