Систему опеки и попечительства ждут серьезные изменения. В скором времени сотрудников — таковых насчитывается в стране порядка 10 тысяч — ждет переаттестация. А все дело в том, что Министерство труда и соцзащиты разрабатывает стандарт для работников, отвечающих за детей-сирот.

opeca_2

Документ подробно описывает должностные обязанности, необходимые умения, требования к образованию в зависимости от конкретной специализации работника. Например, специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних должен иметь двухлетний опыт работы в социальной сфере с детьми, уметь анализировать законодательство, уметь разрешать конфликты, знать региональное, федеральное и международное законодательство в области защиты прав несовершеннолетних.

Одним из разработчиков документа стала член Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей Галина Семья. По ее словам, сегодня в СМИ сложился негативный образ специалиста органов опеки и попечительства.

«Отобрали ребенка из семьи – виноваты органы опеки, так как неправомерно вмешались в дела семьи; не успели отобрать и ребенок пережил насилие – виноваты органы опеки – не отследили ситуацию. Сложилась парадоксальная ситуация. Есть должность – специалист органов опеки, но нет профессии специалиста по защите прав детей, — говорит Галина Семья. — Как правило, в нашей стране специалист органов опеки и попечительства – это муниципальный или государственный служащий, требования к квалификации которым формулируются часто без учета специфики работы и необходимого объема знаний для общения с особыми категориями детей и семей».

Семья сформулировала .

Специалист, согласно документу, должен : видеть признаки жестокого отношения к ребенку и вовлечения его в преступную деятельность; обладать познаниями в педагогике, медицине, праве и экономике.

Вновь пришедшие сотрудники, претендующие на подобные должности, обязаны сдать профессиональный экзамен, чтобы подтвердить, что они владеют всеми необходимыми навыками. Действующие же работники органов опеки должны будут пройти профессиональную переподготовку, по итогам которой сдать экзамен.

Президент БФ «Соучастие в судьбе» Алексей Головань считает, что переаттестация не вызовет кадрового коллапса в сфере.

«Речь не идет о какой-то революции, массовых увольнениях. Государство должно создать единую платформу с тем, чтобы прогнозировать дальнейшую кадровую и образовательную политику в этой области, — говорит эксперт. — Сейчас деятельность сотрудников опеки не унифицирована: специалисты, работающие в одном муниципалитете, ничем не отличаются от своих коллег из другого. В сферу приходит много людей с разным опытом, уровнем образования, профессиональным профилем: юристы, инженеры и прочие. Стандарты позволят проводить более жесткий отбор. Если инженер высказывает желание работать в органах опеки и попечительства, то, может быть, это неплохо, но приоритет нужно отдавать человеку с педагогическим, юридическим образованием, дипломированному специалисту в области социальной работы».

По словам Голованя, «действующие сотрудники будут регулярно проходить курсы повышения квалификации, новички отправятся на дополнительное обучение».

«Мне часто приходится бывать в регионах и слышать от работников опеки жалобы о том, что муниципалитеты не направляют их на курсы повышения квалификации. Они, что называется, варятся в собственном соку и принимают решения, исходя из личного опыта или опыта коллег. Защита прав несовершеннолетних – очень чувствительная сфера и здесь должны работать исключительные профессионалы. Новые стандарты работы заставят регионы двигаться в этом направлении», — считает Алексей Головань.

  1. Охрана прав (в том числе имущественных) сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за соблюдением прав детей, устроенных в семью; содействует семьям, принявшим детей на воспитание;
  2. Организует помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе в форме социального патроната);
  3. Участвует в спорах об осуществлении родительских прав (представляет суду акты обследования условий жизни ребенка и лица, желающего принять его на воспитание в семью, заключение при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей; понуждает родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком; участвует в судебных делах; участвует в принудительном исполнении решений судов, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);
  4. Участвует в судебных процессах для защиты прав детей (обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц; дает заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей);
  5. Осуществляет защиту прав и интересов детей (составляет и утверждает планы по защите прав ребенка; организует немедленное отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, защищает имущественные права несовершеннолетних; выдает разрешения в соответствии с полномочиями, заключает договора доверительного управления);
  6. Осуществляет защиту интересов детей в случае наличия противоречия между интересами родителей и детей.
Вот что должен уметь специалист: оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка, выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, признаки вовлечения детей в порнографию, проституцию, непосильный детский труд, трафикинг, общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп, работать в межведомственной команде. Обладать знаниями медицинского (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия), экономического (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начислении выплат материальной помощи), юридического, педагогического характера.
Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *