Законопроект об общественном контроле за обеспечением прав детей прошел первые слушания в Госдуме. Между тем, документ уже считают одним из основных законов, вводящих в России жесткий вариант ювенальной юстиции. Теперь же в него могут внесены существенные изменения: законопроект хотят смягчить, создав общественные попечительские советы, которые будут контролировать детдома и интернаты.

femida1

Фемида. Иллюстрация litcetera.net

16 ноября в Госдуме состоялось заседание рабочей группы по законопроекту «Об общественном контроле за обеспечением прав детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На заседании побывал корреспондент фонда «Измени одну жизнь».

В проекте документа написано, что защитой прав детей-сирот займутся общественные наблюдательные комиссии (ОНК). Контроль в сиротских учреждениях будут также осуществлять ОНК, назначенные Общественной палатой.

Но во время слушаний в Госдуме появился альтернативный вариант, смягчающий изначальный «контролирующий уклон» законопроекта. Ведь не секрет, что за основу этого документа был взят закон об общественном контроле в тюрьмах, а вовсе не какие-либо акты из законодательства о детях.

Контроля может стать меньше

«Сиротским учреждениям нужно содействие, а не контроль. Опыт работы ОНК есть в местах принудительного содержания. В этой связи омбудсмен Владимир Лукин предложил ввести альтернативный механизм: создать попечительские советы и общественные наблюдательные комиссии, которые будут контролировать деятельность структур, где воспитываются дети», — заявила представитель Уполномоченного по правам человека Ирина Вихрова.

Исполнительный директор фонда «Соучастие в судьбе» Алексей Голованьпояснил корреспондету «Измени одну жизнь»: «Лукин считает, что содействие в деятельности организаций для детей-сирот в большей степени должен быть возложен на попечительские советы.

«Попечительские советы станут заниматься содействием, а не контролем», — отметил он.

Головань также подчеркнул, что «нельзя сравнивать места принудительного содержания и сиротские учреждения».

«В документе перечислен перечень прав, соблюдение которых должны контролировать общественные наблюдатели. Перечень прав основан на нормах Семейного кодекса, рекомендациях министров Совета Европы «Об обеспечениях прав детей в учреждениях опеки». Этот закон предусматривает серьезную составляющую общественной помощи, а не просто контроля», — заключил эксперт.

В чем разница с тюремным законом

В рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки, прописаны конкретные права воспитанников детдомов:

право на то, чтобы быть помещенным в учреждение исключительно с учетом потребностей, признанных необходимыми после многосторонней оценки,

права на то, чтобы периодически такое решение пересматривалось; во время таких дополнительных рассмотрений требуется искать альтернативные решения и принимать во внимание мнение ребенка;

право на то, чтобы поддерживать регулярные контакты со своей семьей и другими лицами, которые важны для ребенка, за исключением тех случаев, когда это очевидно противоречит высшим интересам ребенка; в этих случаях такие контакты могут быть ограничены или исключены;

право детей, связанных кровными узами, оставаться вместе или поддерживать регулярные контакты в максимально возможной степени;

право на признание личности и т.д.

В этом состоит принципиальное отличие от общественного контроля в местах не столь отдаленных. Да и сама специфика работы с детьми предполагает, что контролером может быть не просто общественный деятель, а человек так или иначе знакомый с проблемами детства.

Участники заседания попытались понять, кто может стать общественным контролером: муниципальный работник, семейный психолог или правозащитник.

«Общественный контролер должен знать специфику детской, семейной психологии. Это не просто эксперт в области сиротства. Когда человек со стороны видит в детдоме худого ребенка, он может предположить, что его не кормят. На деле же причины тому могут быть совершенно иные: физиологические особенности, например. Есть опасение, что будет много неконструктивных проверок, дел со стороны контроллеров.

Поэтому к выбору контроллеров нужно подходить тщательно. Это должны быть чрезвычайно компетентные в вопросах защиты детства», — считает участник рабочей группы, президент Ассоциации профилактики отказов от новорожденных Александра Марова.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *