Что нужно знать и к чему быть готовым, когда берешь в семью ребенка с особенностями развития. В каких случаях усыновление таких детей бывает успешным.

На вопросы корреспондента фонда «Измени одну жизнь» ответил председатель правления общественной организации «Росток», член попечительского совета Бельско-устьенского детского дома-интерната (Псковская область) для умственно отсталых детей Алексей Михайлюк.

2

 

— Алексей, «Росток» помогает детям с отставанием в умственном развитии найти семью. Не каждая семейная пара решиться взять на воспитание такого ребенка.

— Первое, умственная отсталость – это не болезнь. У ребенка ничего не болит, – это скорее особенность человека. Все люди разные, есть такие, есть другие. У каждого свои способности, но все стремятся любить и быть любимыми. Дети: и маленькие, и взрослые, и беспомощные, и непослушные — это не только ответственность за их воспитание и обучение, но и возможность раскрыть в себе самые светлые и чистые чувства.

Мотивы взять в семью ребёнка с умственной отсталостью могут быть самые разные: сотрудница интерната подружилась с ребёнком, или ей стало его жалко, или взрослый понял, что больше смысла видит работать приёмным родителем за зарплату, чем продавцом или уборщицей; или этот ребёнок оказался хорошим помощником в деревенском хозяйстве.

Поводы разные, но причина, по которой они всё-таки стали семьёй всегда одна – они привязались друг к другу и открыли свои сердца. Если этого не произошло, то все другие поводы оказываются недостаточными, а если это всё-таки произошло, то уже и не важно, что было поводом.

12 лет волонтеры общественной организации «Росток» устраивают в семьи и адаптируют к самостоятельной жизни детей из Бельско-Устьинского интерната (г. Порхов, Псковская область) для умственно отсталых. У НКО есть несколько программ адаптации: в городе Порхов устроена «социальная гостиница» — деревенский дом, где выпускники интерната могут пожить несколько лет под присмотром воспитателя и поучиться ведению хозяйства, общению с людьми, обучится профессии. В «доме учебного проживания» выпускник интерната может попробовать пожить один несколько месяцев, чтобы понять, получается ли у него жить самостоятельно. И если нет, то вернуться еще на некоторое время в социальную гостиницу.

— Надо ли родителям проходить курс обучения по уходу за ребенком?

— Те приёмные родители, которые работали в интернате давно и хорошо знали детей – они спецкурсов не проходили, но конечно они много беседовали и консультировались с нашим психологом. Психолог сопровождала семью и ребёнка в период гостевого посещения, в период адаптации, да и потом, психолог продолжает периодически сопровождать, консультировать, общаться.

Приёмным семьям не требуется специальной медицинской подготовки, как этого не требуют и от кровных семей с такими детьми. Семьи необходимо проинформировать об особенностях детей, связанных с умственной отсталостью и об особенностях воспитания, предложить реабилитационные мероприятия. Если есть сопутствующие заболевания, то врач назначает лечение. Родителям сообщают, в каком случае они должны обратиться за консультацией к психологу или к психиатру. Некоторым детям, например с ДЦП, требуется для реабилитации делать дома упражнения, или процедуры: это родителям покажет врач или придёт домой социальный работник, который поможет ребёнку – это называется социально-медицинское обслуживание на дому. Оно входит в перечень гарантированных государственных социальных услуг.

— Бывает, что пара хочет взять на усыновление больного ребенка, хочет ему помочь, но ее сковывает страх. Что правильнее: отказаться от этой идеи или побороть страх?

— Страх может быть вызван незнанием особенностей, неуверенностью в собственных силах и опасениями, что когда ребёнок с умственной отсталостью вырастет, а родители состарятся, то не смогут ему больше помогать. У них возникает вопрос: что станет с ребёнком, когда они уйдут? Не попадёт ли он в психоневрологический интернат, где никого родного и близкого и никто не защитит, не позаботится об их ребёнке. Если родители не найдут в этих вопросах профессиональной поддержки, то решиться они могут только если у них есть очень сильное намерение.

«Росток» даёт необходимую поддержку и при подготовке приёмных семей, и их дальнейшем сопровождении, организовывает сопровождаемое проживание для взрослых ребят, которые живут уже не в семьях. При необходимости мы организовываем круглосуточное сопровождение социального работника, который также оказывает необходимые гарантированные государством услуги.

По сути, всё, что мы делаем, должны делать государственные службы. Существует гарантированный перечень государственных социальных услуг, который включает 6 категорий: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые.

Здесь есть всё, что реально необходимо для обеспечения минимальных человеческих условий: работа детского и семейного психолога, помощь в медицинских обследованиях и назначениях и многое другое. Мы это делаем, и поверьте, всё не так сложно, как противодействие чиновников. Оно поглощает половину наших сил.

— К чему, все-таки, родителям нужно быть готовым: к тому, что одному из супругов надо будет оставить работу, чтобы присматривать за ребенком, к постоянным визитам врачей?

— Родителям надо быть готовым к тому, что их ребёнка будут, как и всех других детей: утром забирать в школу, потом, по желанию на «продлёнку». А если этого не обеспечивают власти, то родители должны быть готовы обратиться в суд при поддержке органов опеки и прокуратуры. У нас все дети имеют право на образование по месту жительства и «продлёнку».

Если, в связи с инвалидностью или сиротством ребёнка, семья не может самостоятельно преодолеть трудные жизненные ситуации, то она вправе рассчитывать на помощь местных социальных служб. «Росток» это делает для курируемых семей. Если местные социальные службы отказали в помощи, то путь тот же — при поддержке опеки или прокуратуры идти в суд. Результат почти гарантирован. Всё это должно нормализовать жизнь семьи с особым ребёнком.

— Меняется что-то в жизни, в поведении ребенка, после того, как он ушел в семью?

— С ребятами происходят удивительные метаморфозы. Особенно в первое время. Из-за того, что они обрели любящую семью, меняется их поведение, прекращаются психозы, проходят заболевания, которые были спровоцированы нервами, они даже расти начинают как на дрожжах. Невозможно было представить, глядя на этого ребёнка в интернате, что он так сможет измениться в лучшую сторону. Это отмечают все, кто следит за происходящем, в том числе и психиатры.

Но чиновники не интересуются, если всё в порядке, поэтому многого и не понимают. Им спокойнее, когда умственно отсталые за забором и под присмотром, когда ходят строем и никто их не видит. Но это скоро изменится. Такие чиновники вымрут, как класс. Мы в это верим и ориентируемся на чутких и отзывчивых людей, которые служат не начальству, а людям в нашем государстве. Так и будет.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *