Социализация сирот и постинтернатное сопровождение – давняя проблема для властей всех уровней и общественных организаций, занимающихся выпускниками детских домов и интернатов. Проблема социализации носит не только материальный характер (обеспечение жильем, получение образования, трудоустройство), но и психологический. И сложно сказать, что здесь первичное. Какие трудности ждут ребенка — сироту при выходе в «большой мир» и как ему справиться с ними?

Постинтернатное сопровождение детей-сирот выпускников детских домов

 

Решения этих и других проблем постинтернатного сопровождения обсудили участники конференции «Новые возможности поддержки выпускников из различных форм опеки в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей» 16 октября. Организатором выступила Межрегиональная благотворительная общественная организация Российский Комитет Детские Деревни- SOS при поддержке Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, демографической политике и качеству жизни граждан.

Член ОПРФ Елена Тополева-Солдунова подчеркнула, что «Общественная палата предложили большое количество поправок в законопроект «О социальном обслуживании» в поддержку таких форм, как детские деревни».

«Вообще мы должны двигаться в сторону деинституциализации сиротских учреждений, с тем, чтобы создать переход от таких форм, как интернаты, детдома к семейным видам устройства», — считает она.

«Важно, чтобы жизнь ребенка, оставшегося без родителей или без попечения родителей, была тождественна жизни ребенка из кровной семьи. Разница будет только в одном: в смене значимого взрослого человека. Это осознание чрезвычайно важно для развития ребенка. Когда он воспитывается в детдоме, то это понятие размывается. Семья в том или ином виде должна быть в жизни ребенка», — заявил член ОПРФ Борис Альтшулер

Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордееваобозначила проблемы, с которыми сталкиваются выпускники интернатов при выходе в большой мир: несформированность жизненных позиций, потребность во внешнем контроле, неспособность самостоятельно принимать решения, иждивенчество, попадание в криминальные группы.

«К сожалению, перелома, какого-то прогресса в постинтернате не произошло. Во многом это зависит от качества органов опеки, ресурсов региона. Но поймите, выпускников детдомов не так уж и много от общей массы населения, даже общего числа молодежи. Ежегодно из школ-интернатов выходит 12-13 тысяч детей. И это на всю страну. Неужели так сложно помочь ребятам в адаптации, оказать внимание?!», — заявила Гордеева.

По ее мнению, постинтернатное сопровождение предполагает не только интеграцию сирот в общество, но и профилактика будущего сиротства.

«Бывшие детдомовцы сами являются группой риска и есть вероятность того, что они могут бросить своих детей, как некогда поступили их родители. Мы должны смотреть на проблему гораздо шире», — подчеркнула она.

По итогам конференции участники подготовили несколько предложений, которые они намерены направить в Координационный совет при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей:

— разработать и принять программу «Дети России», обеспечить возможность независимого проживания детей, оставшихся без попечения родителей с 14 по 16 лет,

— обеспечить доступность специалистов для персонального сопровождения выпускника,

— обеспечить выпускников детдома правом выбора места проживания и не заселять выпускников компактно,

— создать систему поддержки молодых мам из числа детей-сирот.

По мнению экспертов, Минобрнауки совместно с некоммерческим сектором должно разработать и принять стандарты оценки качества сопровождения и вовлечения выпускника в принятие решений на всех этапах работы, стандарты службы сопровождения выпускников детдомов по месту жительства.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *