На днях я искал в интернете для своих детей музыкальный центр и случайно наткнулся на страничку, посвященную социальным проектам одной известной компании, продающей бытовую технику. Они опекают сирот, и делают это на удивление примитивно.

7d6f8088ddc82129b422c112665

У компании шестнадцать программ, и все они – мимо самого ребенка сироты, его реальных потребностей. При этом охват такой опеки достаточно большой, более ста городов. Другими словами, во всех ста городах проекты корпоративного благотворительного фонда не работают.

Конечно, цель фонда все-таки хорошая, но исполнение никакое. То ли сами детские дома по привычке надули в уши о страданиях сирот, то ли делается то, что возможно исходя из внутренних ресурсов.

Итак, начнем разбирать эти самые социальные инициативы, которые никак не влияют на изменения ситуации с сиротством. Самое трендовое, что может быть, – организация праздников в детском доме с приездом сотрудников в сиротские учреждения. По сути это так называемый тимбилдинг: во главе дела не проблемы детей, а проблемы внутри коллектива, которые можно решать социальным ивентом, посещая сиротское учреждение. Западающие внтурикомандные процессы залепить страданием сирот. Детям это никак не помогает.

Далее, формирование в детском доме библиотеки и даже видеотеки. Но видимо корпоративному фонду не известно, что сироты не читают в детских домах. Не потому что нет литературы, ее-то как раз навалом, а потому что не имеют для этого никакой мотивации. Для того чтобы ребенок начал читать, нужна работа педагогического коллектива, у которого, в свою очередь, нет мотивации этим заниматься. Сироты слишком много развлекаются благодаря щедрости спонсоров и все больше становятся иждивенцами. И тут же в социальном кабинете это иждивение пытаются преодолеть. Абсурд добра.

Что дальше в арсенале корпоративного фонда. Проект «выпускник» вкупе с проектом с «кабинет социальной адаптации». Такое ощущение, что они просто для галочки: все сведено в привычные для детдомов проекты «бытовых комнат», которые не только не обучают, но и даже не полезны. Дети в них мало того что делают все по команде (что не способствует развитию самостоятельных навыков), так еще еду готовят из того, что выдаст повар с кухни. В общем, опять мимо ребенка. Между тем, для нормальной реализации подобных программ не достаточно сотрудников детского дома, нужны узкие постоянно включенные специалисты. Которые готовы не только обучать сирот разным полезным навыкам, но и будут их сопровождать и далее.

На основе этих небольших замеров можно говорить, что корпоративные фонды значительно уступают в понимании того, что же нужно ребенку в беде. Нежелание передать свои ресурсы в профессиональные НКО приводит к тому, что корпоративная благотворительность порождает в сиротах даже больше иждивенчества, чем это делает государственная система детдомов. Ну а через какое-то время, устав от собственной активности, «корпоранты» вообще сводят все на банальное заваливание нуждающихся тем, что сами же у себя в компании и купили. Утратив мотивацию (которой чаще всего и нет), фонд превращается в дойную корову, которую уже нельзя отвязать от клинышка – детского дома, который в свою очередь, выбирая между системным НКО и таким вот фондом, выберет последний. Потому что он ни за что не отвечает, зато дары дарит.

Что же делать корпоративным благотворителям? Все-таки наступить на горло собственной песне и передать все в управление НКО и фондов, которые ставят перед собой конкретные измеримые цели и задачи. Которые не отступят от миссии, потому что иначе не могут. Тональность исполнения своей миссии будет неизменна и принесет таки успех, сделает жизнь тех же сирот гораздо качественнее.

Большие боссы, послушайте. Можно, например, направить свои усилия на то, чтобы их все больше обретали семьи. А в дальнейшем организовать библиотечки и праздники для приемных семей, потому что это повысит и их возможности и реально порадует бывшего сироту нужным и полезным участием. Берегите себя от собственной глупой благотворительности. А если желание помочь так сильно, что мочи нет, пригласите работающие НКО и фонды, они и научат, покажут и проэкспертируют. Главное — общение.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *